Критерии выбора

Всем известно, что моторное масло помимо своей основной задачи, смазывать детали двигателя, минимизировать его износ, имеют ряд других функций. Присадки, которые добавляют в масло, способны предотвратить окисление, коррозию, очищают от сажевых отложений и мелкой стружки.
Каждый делает свой выбор, отталкиваясь от того, какие цели преследует и что хочет получить от моторного масла и от автомобиля в целом.
Факторы, которые следует учитывать при выборе:
- Стиль езды.
- Зимний температурный режим.
- Пробег. В новый двигатель заливают менее вязкое масло, в двигатель с пробегом – более густое.
- Допуски.
- Рекомендации для конкретного автомобиля.
Моторные масла от разных производителей
Как и во всем, при производстве моторного масла существуют свои «фавориты», а также компании, которые предлагают потребителям более дешевые составы.
Mobil
Компания Mobil является одной из крупнейших по производству высококачественных моторных масел. Для примера, возьмем моторное масло 0w30, характеристики которого свидетельствуют о том, что этот продукт больше всего подойдет для тех, кто предпочитает экстремальные условия езды. Синтетическое масло, стоимостью 700 рублей за литр производится исключительно по передовым технологиям, благодаря чему данный состав повышает экономию топлива и защищает двигатель от износа. Присадки, используемые в этом масле, считаются самыми лучшими на сегодняшний день. Они производятся по технологии Supersyn.
Еще один интересный продукт от именитой компании – это моторное масло «Мобил» супер 3000 5w40. Характеристики жидкости отвечают большинству требований автопроизводителей. Синтетический продукт относится к классу «Экстра» и обладает отличными показателями. Масло сохраняет мотор в чистоте и не образует нагара, хорошо показывает себя при холодном старте двигателя, а также позволяет значительно снизить выброс вредных веществ в атмосферу. Стоит такая жидкость от 400 рублей за литр. Применяется как для легковых, так и для грузовых автомобилей, а также внедорожников.
Shell
Еще один «монстр» среди производителей качественного моторного масла – это компания Shell. Производитель давно зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, но и как в первом случае продукт с таким брендом стоит недешево. Для примера, возьмем жидкость, пользующуюся большой популярностью среди автовладельцев, а именно — моторное масло Шелл Хеликс 5w40. Характеристики этого продукта внушают доверие, так как, по словам самого производителя, уникальный состав позволяет обеспечить более надежную защиту мотора, нежели дешевые аналоги. Как показывает практика в процессе эксплуатации авто на таком масле действительно остается намного меньше осадков и загрязнений. Полностью синтетическое масло моторное Shell Helix Ultra 5w40, характеристики которого позволяют его использовать на такой машине, как Ferrari, рекомендуется для залива в BMW, Volksvagen, Reno, Fiat, Saab, Porsche и Rover.
Лукойл
Моторные масла Лукойл технические характеристики которого впечатляют, изготавливаются на базе современных синтетических составов. Эта компания также имеет широкую известность в нашей стране. Характеристика моторного масла 5w30 от Лукойл отвечает требованиям высокофорсированных бензиновых «движков», а также дизельных «легковушек», микроавтобусов и грузовиков. Кроме этого, жидкость может использоваться в двигателях, предусматривающих турбонаддув.
Моторное масло 5w30, технические характеристики которого позволяют менять его не так часто как аналоги, хорошо зарекомендовало себя для автомобилей «Форд» и «Рено». В ходе тестирования жидкость продемонстрировала возможность высокоинтеллектуальной защиты мотора. Также продукция Лукойл адаптирована для холодного климата. Стоит такое масло порядка.
Castrol
Говоря о производителях нельзя не упомянуть компанию Castrol. Вся продукция этой фирмы обладает своими отличительными особенностями, для примера возьмем моторное масло «Кастрол» 5w40. Характеристики этой жидкости также отвечают основным требованиям, но, помимо этого, она позволяет уменьшить расход топлива и повысить экологичность мотора. Все дело в присадках, которые входят в состав масла (модификатор трения и загуститель). Эти компоненты позволяют в определенных условиях уменьшать вязкость масла, благодаря чему улучшаются параметры «движка».
Также компания выпускает продукт для особо холодных условий — моторное масло 0w40. Характеристики этой жидкости позволяют использовать ее для новых силовых агрегатов, работающих на бензине или дизеле. Масло отличается отличными показателями при особо низких температурах, благодаря чему вы получите быстрый холодный пуск. Смазывающая пленка масла остается на деталях даже, если нагрузка была превышена.
Вязкость моторного масла в рабочих температурах

В условиях высокой нагрузки коэффициент трения увеличивается, и растет температура. Из-за высокой температуры масло разжижается и толщина пленки уменьшается. Коэффициент трения уменьшается и масло охлаждается. То есть, температура и толщина пленки изменяются в строго определенных производителем диапазонах. Именно такой режим позволит маслу хорошо выполнять свое назначение.
Что будет при смешивании масел 5W-40 и 10W-40?
На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, категорического запрета смешивать масла с разной вязкостью нет (если они одного производителя и типа). Все они проходят испытания на получение сертификата API, так что базовый состав, к примеру, синтетических масел примерно одинаковый. Так что едва ли в двигателе при смешивании возникнет какая-то особо гремучая смесь, которая доведет его до капитального ремонта.
С другой, точный состав масел не указывается даже в техпаспорте – это строжайшая тайна любой фирмы. Смешение двух неизвестных вам составов едва ли приведет к чему-то хорошему. Внутри двигателя при смешивании 5W-40 и 10W-40 произойдет химическая реакция, за последствия которой никто не поручится. Возможно все обойдется, но также не стоит сбрасывать со счетов то, что мотор отплатит вам повышенным расходом и износом.
Помните, что меньше риска навредить работе своего автомобиля, если вы используете масла одного производителя и того же типа (синтетическое с синтетическим, минеральное с минеральным) – комплект присадок и технология производства у них схожая.
Если срочно нужно заводить автомобиль и ехать, а вы обнаружили недостаток масла, делать нечего – остается только лить то, что есть под рукой. В конце концов, это гораздо лучше сухой работы, которая наверняка «убьет» двигатель очень быстро. Но сразу имейте в виду, что в целях безопасности ездить с «миксом» долго не стоит. Как можно быстрее записываемся на замену масла в автомобиле и проходим полный цикл, не забывая поменять масляный фильтр.
«Масло на розлив»: набирает популярность новый-старый способ обмана автовладельцев
Секрета никакого нет: чем меньше вязкость, тем проще маслу проникнуть к парам трения. Только помните, что высокотемпературный (летний) ряд вязкости у «нулевок», например, 30, не должен быть ниже или, наоборот выше указанного в заводском мануале! То есть, если инструкция рекомендует масло вязкостью 0W−30, то лить еще более «жидкое» 0W−20 нельзя. Это связано с толщиной масляной пленки, которая образуется на деталях ДВС при его штатной рабочей температуре (90−110С). Не будем углубляться в технические параметры и рассказывать про динамическую вязкость масел при 40С и 100С, а скажем проще. У масла 0W−30 разделяющий детали слой масла будет толще, чем у 0W−20. И если конструкция мотора не предполагает, что в него будет заливаться «двадцатка», то более интенсивный износ пар трения при уменьшении рабочего давления масла гарантирован. Никакими противоизносными присадками дело не выправить!
Для умеренного климата есть возможность применения, скажем, универсальных масел. Например, для многих современных автомобилей корейского и японского производства пригодным для круглогодичного применения во всех погодных условиях является масло с вязкостью (SAE) 5W−30.
Правда, тут еще необходимо обратить внимание на уровень эксплуатационных свойств, который для моторов большинства азиатов должен быть не ниже ILSAC GF−5. Таким универсальным лубрикантом, например, может быть поставляемое на наш рынок с весны этого года турецкое масло Opet Fulllife 5W−30. Оно как раз имеет нужный класс качества ILSAC GF−5.
Если же рассматривать турбированные моторы, да еще с прямым впрыском топлива, которыми оснащаются многие современные европейские автомобили, то у масла помимо нужного класса качества в маркировке должна присутствовать аббревиатура LSPI. Она говорит о том, что смазочный материал способствует минимизации риска повреждения двигателя из-за так называемого низкоскоростного предварительного зажигания, возникающего в двигателях с турбонаддувом и непосредственным впрыском.
Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя вашего автомобиля
Для Вашего автомобиля подходит только та вязкость, которая указана в сервисной книжке. Все параметры двигателя протестированы производителем, моторное масло подобрано с учетом всех параметров и режимов работы.
Что происходит, когда вязкость масла выше нормы
Если вязкость выше нормы, то, даже когда двигатель уже прогрелся, вязкость масла не упадет до рассчитанного инженером значения. В условиях нормальных нагрузок температура двигателя будет повышаться, пока вязкость не придет в норму. Из этого следует вывод – рабочая температура при работе плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышена, что увеличивает износ деталей и узлов мотора.
При больших нагрузках – при экстренном разгоне или на длинном крутом подъеме, температура двигателя поднимется еще выше и может превысить температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие свойства. Оно окислится, и в нем будут образовываться лак, нагар, кислоты.
Еще один недостаток слишком вязкого масла – часть мощности двигателя будет уходить на потери от больших усилий прокачки в системе.
Прогрев двигателя и вязкость моторного масла
В начале работы автомобиля масло в двигателе холодное и вязкое. Холодное масло оказывает большее гидродинамическое сопротивление, что может привести к недостатку масла в парах трения и повышенному износу двигателя. При прогреве двигателя масло быстро прогревается и входит в рабочий режим. Именно поэтому, производители не рекомендуют сразу сильно нагружать двигатель (начинать движение без качественного прогрева) в сильные морозы.
Можно ли сэкономить, разбавив моторное масло «веретенкой»
Данными качествами, в частности, обладает немецкое моторное масло BIZOL Green Oil+ 5W−30. Ну, а если мотор работает на газу, то масло должно быть разработано с учетом особенностей данного топлива. Например, возможность использования в газовых ДВС есть у еще одного моторного масла из Турции Lubex PRIMUS EC классов 5W−30 и 5W−40.
А как обстоят дела с преимущественно летней эксплуатацией, да еще с нагрузками типа горный серпантин или тяжелый прицеп? Может залить маслице погуще, вместо SAE 30 плеснуть в мотор полтинник? Есть же в продаже специальные масла 10W−50 или даже 10W−60 для моторов, работающих в особо тяжелых условиях. На их канистрах часто пишут RAСING. Казалось бы, толстенная пленка на деталях должна защитить от любого износа, выдержать любую нагрузку. Да, но и у мотора при этом должны быть соответствующие зазоры в парах трения, учитывающие такие параметры высокотемпературной вязкости.
И если этот «гуталин» залить в двигатель, рассчитанный на масло 0W−20, то пары трения не будут смазываться должным образом. А про экономичность и вовсе можно будет забыть — внутренние потери в ДВС резко возрастут.
Вот и получается, что лучшая вязкость масла это та вязкость, которую нам рекомендует производитель машины и его двигателя. Так что казаться умнее создателей автомобиля, пожалуй, не стоит.
Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
Масло – это смесь углеводородов с определенной структурой расположения атомов углерода. Они могут быть соединены в длинные цепочки или разветвляться. Чем длиннее и прямее цепи атомов углерода, тем лучше масло.
Минеральные масла получают из нефти, используя при этом разные способы:
- самый простой способ – перегонка нефти с экстракцией рафинатов растворителем;
- более сложный способ – гидрокрекинг;
- еще более сложный — каталитический гидрокрекинг.
Синтетическое масло получается из природного газа с помощью наращивания длины цепочек углеводородов. Таким способом легче получить более длинные цепочки. «Синтетика» — гораздо качественней, чем минеральные масла, примерно в три-пять раз. Единственный его недостаток – очень высокая цена.
«Полусинтетика» — смесь минерального и синтетического масла.
Подробнее узнать о трансмиссионных маслах, выполняемых ими функциях и их свойтсвах, видах трансмиссионных масел, их обозначениях, а также ознакомиться со списком лучших трансмиссионных масел по соотношению цена-качество вы можете в нашей статье Трансмиссионные масла
Зачем уменьшают вязкость?
Почему сосед меняет масло весной – 4 убедительных аргумента
«Нулевки» (0W20, 0W30, 0W40) – самые морозостойкие на сегодня масла. Их вязкость при низких температурах будет заведомо ниже, чем у любого другого. А потому и пуск мотора будет максимально облегчен.
Однако при выборе той же «нулевки» есть любопытный нюанс. Масла 0W-30 и 0W-40 будут вести себя при холодных пусках по-разному!
Дело в том, что на практике число после W также влияет на пусковые свойства, хотя и не сильно. Наши эксперименты на шариковом вискозиметре показали, что во всех замерах низкотемпературная вязкость масел 0W-30 оказалась ниже, чем в одноименных 0W-40. И разница составляла от 7 до 15%.
Популярных сегодня масла 0W-20 предназначены исключительно для современных двигателей. Для конструктивно старых моторов с большими зазорами между деталями маловязкие масла не годятся. В таких агрегатах оптимальный масляный клин в подшипниках коленчатого вала смогут создать только масла с высокой вязкостью.
Не подходит маловязкое масло и для изношенных двигателей. Все из-за тех же увеличенных зазоров, через которые масло фактически будет вытекать, не выполняя своих функций. Да и масляный насос не сможет создать нужное давление, когда масло разогреется.
Отсутствие достаточной пленки между трущимися парами в цилиндропоршневой группе неизбежно приведет к появлению задиров и, как следствие, к капремонту мотора.
Что лучше для автомобиля с пробегом?
Автомобиль с пробегом более 100 тыс. км, требует особого ухода, а значит, особого масла. Вызвано это тем, что в старом двигателе детали уже разболтаны, зазоры между ними стали шире, не говоря уже о застарелых загрязнениях. Поэтому для подержанных автомобилей рекомендуется выбирать более густое масло – 10W-40. За счет густоты оно решит проблему утечек и не будет угорать.
Для старого двигателя лучше выбирать масло погущеДля старого двигателя лучше выбирать масло погуще
У более густого масла есть одна проблема – это повышенная нагрузка на коленчатый вал, масляный фильтр и другие элементы. Насколько ваш двигатель сможет без проблем справиться с таким маслом – ищите рекомендации в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Не забывайте!
Прежде чем заливать новое масло в старый мотор, неплохо бы для начала очистить его от застарелого нагара и прочих загрязнителей специальным промывочным маслом.
О том, какое из них самое лучшее, читайте в нашей прошлой статье.
Классификация и расшифровка
Автомасла систематизируются согласно двум основным признакам:
- Сфера применения – классификация по API.
- Вязкость масла – классификация SAE.
Систематизация API разделяет масла в 3 категории:
- S –бензиновые агрегаты;
- C – дизельные агрегаты;
- EC – универсальная защитная смазывающая жидкость.
Масло SAE 5w30 — стандартный вид масла подходящего для всех сезонов. Цифра 5 перед буквой «W» говорит о том, что масло пригодно к использованию при температуре -30ºС, но на самом деле этот показатель зависит от лабораторных анализов масел, некоторые масла не теряют текучесть до -45ºС , другие же загустеют уже при -25ºС, все зависит от состава и качества масла.
Цифра после «W» говорит о вязкости при рабочей температуре, принято считать, что это летний индекс, но это не верно. Высокотемпературный индекс SAE — это границы вязкости при 40 и 100ºС. Каждый двигатель имеет свои особенности конструкции — зазоры между деталями, ширина масляных каналов и пр., именно под эти особенности и подбирается высокотемпературный индекс SAE. Соблюдать рекомендации производителя очень важно, в одном двигателе масла с индексом 20 будет недостаточно, наступит масляное голодание и, как следствие, задиры на внутренних деталях двигателя. В другом же двигателе масло с индексом 40 будет слишком густым, не прокачается по каналам, что грозит масляным голоданием и перегревом двигателя.
Масло SAE 10W40- одно из самых распространенных, чаще всего представлены полусинтетикой и используются для моторов с пробегом. Исходя из маркировки, в зимний период выдерживают примерно до -20 ºС. Вязкость этого масла при рабочей температуре выше.
Обозначения моторных масел по классификации SAE
Классификация SAE (Американское Общество Автомобильных Инженеров) характеризует вязкость и определяет в какой сезон можно использовать масло. В паспорте на автомобиль производитель регламентирует подходящие марки.
Масла по классификации SAE делятся на:
- Зимние – в маркировке присутствует буква – W (winter) 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
- Всесезонные – 0W-30, 5W-40 и т.д.

Цифра стоящая перед буквой W в обозначении моторного масла указывает на его низкотемпературную вязкость, то есть на порог температуры, при которой двигатель автомобиля, заправленный этим маслом, может завестись «на холодную», а масляный насос прокачает масло без угрозы сухого трения деталей мотора. Например, для масла 10W40, минимальной температурой является -10 градусов (от цифры, стоящей перед буквой W отнимаем 40), а критической температурой при которой стартер сможет провернуть мотор является -25 градусов (от цифры, стоящей перед буквой W отнимаем 35). Таким образом, чем меньше цифра стоящая перед буквой W в обозначении масла, тем на более низкую температуру воздуха оно рассчитано.
Цифра стоящая после буквы W в обозначении моторного масла указывает на его высокотемпературную вязкость, то есть минимальную и максимальную вязкость масла при его рабочих температурах (от 100 до 150 градусов). Чем выше цифра стоящая после буквы W, тем выше вязкость этого моторного масла при рабочих температурах.
Какая высокотемпературная вязкость должна быть у моторного масла для двигателя вашего автомобиля знает только его производитель, именно поэтому рекомендуется строго соблюдать требования автопроизводителя к моторным маслам, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Подробнее узнать о моторных маслах, выполняемых ими функциях, видах моторных масел, присадках которые входят в их состав, обозначениях моторных масел, ознакомиться со списком лучших моторных масел по соотношению цена-качество вы можете в нашей статье Моторное масло
Масла с разной степнью вязкостью рекомендуется использовать при разных температурных режимах:
SAE 0W-30 — от -30° до +20°C;
SAE 0W-40 — от -30° до +35°C;
SAE 5W-30 — от -25° до +20°C;
SAE 5W-40 — от -25° до +35°C;
SAE 10W-30 — от -20° до +30°C;
SAE 10W-40 — от -20° до +35°C;
SAE 15W-40 — от -15° до +45°C;
SAE 20W-40 — от -10° до +45°C.
Кинематическая и динамическая вязкости масла
Для определения качества масла определяют его кинематическую и динамическую вязкость.

Кинематическая вязкость – это показатель текучести при нормальных (+40 оC) и высоких (+100 оC) температурах. Определяется с помощью капиллярного вискозиметра. Для его определения считается время, которое требуется маслу для истечения при заданных температурах. Измеряется в мм2/сек.
Динамическая вязкость – показатель, определяющий реакцию смазочного материала в имитаторе реальных нагрузок – ротационном вискозиметре. Прибор имитирует реальные нагрузки в двигателе с учетом давления в магистралях и температуре +150 оC и контролирует, как себя ведет смазывающая жидкость, как изменяется ее вязкость именно в моменты нагрузок.
Масляная основа и присадки

Автомобильные масла состоят из масляной основы и присадок. Присадками называются специальные вещества, которые добавляют в масло для улучшения его свойств.
Масляная основа бывает:
- минеральная;
- гидрокрекинговая;
- полусинтетическая (смесь минерального и синтетического);
- синтетическая (направленный синтез).
В современных маслах доля присадок составляет 15-20%.
По назначению присадки разделяются на:
- моющие и диспергирующие – не дают слипаться мелким остаткам (смолы, битум и т. д.) и, имея в своем составе щелочь, нейтрализуют кислоты, не дают уплотняться шламовым отложениям;
- противоизносные – создают защитный слой на металлических деталях и за счет снижения трения снижают износ трущихся поверхностей;
- индексные – увеличивают вязкость масла в случае высоких температур, а на низких увеличивают его текучесть;
- пеногасители – уменьшают образование пены (воздушно-масляной смеси), которая ухудшает отвод тепла и качество смазки;
- модификаторы трения – снижают коэффициент трения между металлическими деталями.
Чем отличаются 5w30 и 10w40

Рассмотрев характеристики масел, разобравшись в маркировках и классификаторах можно делать заключения и выводы.
Разница между 5w30 и 10w40:
- Температурный диапазон зимнего использования, 5W — более «зимнее» масло, но случается и так, что 10W у некоторых производителей выдерживает более низкие морозы, чем 5W у других. Все относительно, смотрим не только на SAE, но и непосредственно на показатель температуры потери текучести и динамическую вязкость.
- Разница в вязкости при рабочей температуре. А вот это уже важно. Если в ваш автомобиль рекомендовано лить только 30ку, лить 40ку не стоит, и наоборот. Для понимания: кинематическая вязкость масла W-40 при 100ºС по требованиям SAE варьирует в пределах 12,5-16,3 мм2/с, для W-30 этот показатель при 100ºС в пределах 9,3-12,5 мм2/с. Сами можете прикинуть, насколько отличается вязкость этих масел после прогрева двигателя.
- Важное отличие: 5w30 – чаще всего синтетика, 10w40 – полусинтетика, бывает наоборот, но очень редко.
- Цена: 5w30 дороже, 10w40 дешевле.
Важное:
5w30 рекомендуют использовать для новых двигателей, с пробегом до 50 тыс.км. От 50 тыс.км. до 150 тыс.км. целесообразен переход на 10w40. Но при выборе вязкости смотрим не только на пробег своего авто, но и на рекомендацию завода изготовителя двигателя.
Когда стоит залить масло повышенной вязкости?
Вот когда точно пора менять масло в двигателе — а вы об этом знали?
Лучше «нулевок» нет ничего. Но у них есть серьезный минус — они дороже прочих.
Кроме того, если автомобиль эксплуатируется не на Севере, а в средней полосе нашей страны, переход на 5W вполне оправдан. А после пуска и прогрева мотора про первое число в обозначении масла вообще можно забыть – дальше оно ни на что не влияет.
С числом после W все сложнее. Добровольно заливать в мотор «водичку» (так бывалые презрительно именуют масла 0W-20) никто не будет – дорого. А вот повысить вязкость хотят многие. Основная цель – увеличить компрессию и понять мощность.
Однако же результат может быть прямо противоположным. Теплопроводность моторного масла невелика. И чем толще его слой между поршнем и зеркалом цилиндра, тем сильнее нагревается поршень. При этом он начинает увеличиваться в размерах, растет трение – и мотор может даже заклинить.
Вязкое масло обычно заливают, желая сделать компрессию побольше. Но итог часто бывает печальным.
Кроме того, если залить излишне вязкое масло в современный высокофорсированный двигатель (а сейчас почти все именно такие!), оно может элементарно застрять в узеньких масляных каналах. Дальше – масляное голодание и капремонт.
Какое масло лучше зимой – 5W-40 или 10W-40?
Индекс SAE говорит нам вполне определенно – 5W-40 или 10W-40 отличаются друг от друга именно вязкостью в холодном двигателе. Полезные качества в горячей системе нет особого смысла сравнивать – она у них обоих в среднем на уровне +40 градусов температуры окружающей среды. Точнее уточняйте в техпаспорте конкретного состава – там вы найдите рекомендуемые данные о температуре вспышки, застывания, кинематическую вязкость и т.д.
В условиях холодного пуска масло 5W-40 подготовлено очень неплохо – оно сохраняет текучесть и с легкостью смазывает коленчатый вал и пропускается масляным насосом при температуре до -35 ºС. Бесперебойный пуск на холодную пройдет при температуре в -30 градусов. В среднем диапазон гарантированной работы проходит с +35 ºС до -35 ºС. Если вы житель средней полосы России, то именно на эту вязкость вам нужно ориентироваться.
Масло с 10W-40 тоже неплохо справляется с умеренным климатом, но все же оно хуже приспособлено к морозам. Текучесть у него сохраняется до температуры -30 град, запуск мотора без проблем произойдет при температуре минимум в -25 град. За счет повышенной вязкости это моторное масло имеет небольшое преимущество в работе при высокой температуре.
При этом не стоит думать, что если взять масло с вязкостью намного больше или меньше, чем нужно, то вы от этого что-то выиграете. Излишняя вязкость означает толстую защитную пленку, из-за которой мотор начнет перегреваться. Масло с высокой текучестью при повышенной температуре превратиться практически в воду, а значит, начнет расходоваться на угар и провоцировать утечки.
Однако это все в теории!
Главный практический совет для всех и каждого – выбирать масло, ориентируясь на рекомендации производителя автомобиля и только на них. Комплект присадок разрабатывается под нужды конкретного двигателя, в моторах посторонней конструкции правильная работа никем не гарантируется. Вы можете выбирать между 5W-40 и 10W-40 только в том случае, если производитель автомобиля рекомендует заливать оба.
Что такое индекс вязкости?

Индекс вязкости – эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем масла с низким индексом вязкости. Для повышения индекса вязкости проводят глубокую гидроочистку базовых масел или используют вязкостные присадки (маслорастворимые полимеры) или синтетические (полимерные) масла.
Индекс вязкости это расчетная величина, характеризующая вид зависимости кинематической вязкости масла от температуры. Как рассчитывают вязкость моторного масла? При расчете берутся два эталонных автомобильных масла ГОСТ, у которых при 100 С вязкость будет одинаковой, но одно очень сильно густеет при понижении температуры, а вязкость второго от температуры зависит слабо. Индекс вязкости первого эталона принимается равным нулю, второго – ста. Вязкостно-температурная характеристика испытуемого масла сравнивается с эталонными и по специальной формуле определяется его индекс вязкости. Чем он выше, тем лучше.
Вязкостно-температурная характеристика зависит от углеводородного состава базового масла, состава и процента добавки загущающих полимерных присадок. У базовых масел на основе парафиновых углеводородов индекс вязкости достаточно высокий, около 100. У масел на основе ароматических углеводородов существенно более низкий, около 30-40. У синтетических компонентов, например, полиальфаолефинов (ПАО) выше 150.
Вязкостно-температурная характеристика базового масла для двигателя определяет индекс вязкости и конечного продукта. У сезонных «минералок» индекс вязкости самый низкий: 80-90. У всесезонных загущенных «минералок» он повышается до 90-110. Высоко ценятся улучшенные «минералки» с частичным содержанием синтетических компонентов, в том числе гидрокрекингового происхождения, имеют вязкостно-температурную характеристику с индексом порядка 120-140.
А так называемые «полные синтетики» могут похвастаться индексом вязкости, доходящим до 170-180.
Величина этого параметра связана с первой цифрой спецификации масел по SAE (которая указывается перед W: 0W, 5W и т.д.). Чем она ниже, тем в соответствующем классе масел должен быть выше индекс вязкости.
Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE
Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99
| Класс по SAE | Вязкость низкотемпературная | Вязкость высокотемпературная | |||
| Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм2/с при t=100°C | Min вязкость, мПа⋅с, при t=150°C и скорости сдвига 106 с-1 | ||
| Max вязкость, мПа⋅с, при температуре, °C | Min | Max | |||
| 0 W | 6200 при -35°C | 60000 при -40°C | 3,8 | — | — |
| 5 W | 6600 при -30°C | 60000 при -35°C | 3,8 | — | — |
| 10 W | 7000 при -25°C | 60000 при -30°C | 4,1 | — | — |
| 15 W | 7000 при -20°C | 60000 при -25°C | 5,6 | — | — |
| 20 W | 9500 при — 15°C | 60000 при -20°C | 5,6 | — | — |
| 25 W | 13000 при -10°C | 60000 при -15°C | 9,3 | — | — |
| 20 | — | — | 5,6 | <9,3 | 2,6 |
| 30 | — | — | 9,3 | <12,6 | 2,9 |
| 40 | — | — | 12,6 | <16,3 | 2,9 (0W-40; 5W-40; 10W-40) |
| 40 | — | — | 12,6 | <16,3 | 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40) |
| 50 | — | — | 16,3 | <21,9 | 3,7 |
| 60 | — | — | 21,9 | 26,1 | 3,7 |
Обозначение моторных масел по стандарту API
Стандарт API (American Petroleum Institute) определяет, где масло должно использоваться. Состоит из двух латинских букв. Первая буква S – бензиновый двигатель, C – дизель. Вторая буква – дата разработки автомобиля.
Бензиновые двигатели:
- SC — авто, которые выпускались до 1964 г;
- SD — авто, которые выпускались 1964-1968 г;
- SE — экземпляры, которые выпускались в 1969-1972 г.;
- SF — авто, которые выпускались в период 1973-1988 г.;
- SG — авто, разработанные 1989-1994 г., для эксплуатации в жестких условиях;
- SH — авто, разработанные 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации;
- SJ — экземпляры, с датой выпуска 1997-2000 г, имеющие лучшее энергосбережение;
- SL — авто, с началом выпуска 2001-2003 г., и имеющие увеличенный срок эксплуатации;
- SM — авто, выпускаемые с 2004 г.;
- SL+повышенная стойкость к окислению.
Для дизельных двигателей:
- CB — авто выпущенные до 1961 г., высокое содержание серы в топливе;
- CC — авто выпущенные до 1983 г., работающие в тяжелых условиях;
- CD — авто выпускавшиеся до 1990 г., котрым пришлось работать в тяжелых условиях и большим количеством серы в топливе;
- CE — авто выпущенные до 1990 г. и двигатель имеет турбину;
- CF — авто выпускавшиеся с 1990 г., с турбиной;
- CG-4 — экземпляры выпускаемые с 1994 г., с наличием турбины;
- CH-4 — авто с 1998 г выпуска., под нормы токсичности, применяемые в США;
- CI-4 — турбированые авто с клапаном EGR;
- CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США.
Характеристики автомобильных масел
- температура вспышки;
- температура застывания;
- индекс вязкости;
- щелочное число;
- кислотное число.
Температура вспышки – это величина, характеризующая наличие в масле легких фракций, которые испаряются и выгорают очень быстро, ухудшая качество масла. Минимальная температура вспышки не должна быть ниже 220оC.
Температура застывания – величина, при которой масло теряет текучесть. Температура указывает момент кристаллизации парафина и полного твердения масла.
Индекс вязкости – характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем выше этот показатель, тем выше температурный диапазон работоспособности масла. Продукты с низким индексом вязкости позволяют эксплуатировать двигатель только в узком диапазоне температур. Так как при нагревании становятся слишком жидкими и перестают смазывать, а при охлаждении быстро густеют.

Щелочное число (TBN) показывает количество щелочных материалов (гидроксида калия) в одном грамме моторного масла. Единица измерения — мгKOH/г. Наличествует в моторной жидкости в виде моющих диспергирующих присадок. Их присутствие помогает нейтрализовать вредные кислоты и бороться с отложениями, появляющимися во время работы мотора. Со временем TBN падает. Большое падение щелочного числа приводит к коррозии и грязи в картере двигателя. Самым главным фактором падения щелочного числа — наличие серы в топливе. Поэтому масла для дизельных двигателей, где сера в присутствует в большем количестве, должны иметь более высокое TBN.
Кислотное число (TAN) характеризует наличие продуктов окисления в результате длительной работы и перегрева моторной жидкости. Его увеличение говорит об уменьшении ресурса работы масла.
Какое выбрать?
Владея всей вышеперечисленной информацией, выбор остается только за вами. Главное обеспечить плавный запуск двигателя, что увеличит его ресурс.
Мы же подведем итоги, когда и какую вязкость выбрать:
- Большой пробег – 10w40, двигатель новый – 5w30, но в первую очередь смотрим на рекомендацию производителя двигателя.
- Для северных регионов, с низкой температурой зимой лучше подойдет 5w30, но все зависит от температуры потери текучести и динамической вязкости конкретной марки масла.
- Условия эксплуатации. Масла с одним высокотемпературным индексом SAE могут иметь немного разную вязкость в установленных стандартом пределах. Более жидкие масла дают экономию топлива, более густые масла обеспечивают высокую защиту. Если у вас приближенный к спортивному стиль вождения, лучше выбирать более густые масла, но в рамках рекомендованной автоконцерном вязкости SAE.
Важное:
Перед выбором масла, проверьте инструкцию автомобиля, нужно использовать именно то, которое рекомендует производитель.
- https://maslo.expert/vyazkost/5w30-i-10w40.html
- https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/markirovka-motornogo-masla-rasshifrovka.html
- https://autoexpertjournal.ru/vyazkost-masla/
- https://dzen.ru/a/YSTtdLN-ImqSH4n4
- https://www.avtovzglyad.ru/promo/novoe-vremya-pravila-i-lajfhaki-avtoservisa-segodnya/2023-02-21-chem-opasny-igry-s-vyborom-vjazkosti-motornogo-masla-dlja-dvigatelja/
- https://lukoil-masla.ru/ru/consumers/articles/engine-oil-viscosity-how-to-choose
- https://www.zr.ru/content/articles/943180-kak-bystro-zaporot-motor-za/
- https://suprotec.ru/suprotek-stati/viscosity-index1/


