Появление чёрного дыма сигнализирует о двух признаках:
1. Переобогащение топливовоздушной смеси. Как известно, идеальным сочетанием для двигателя является соотношение бензина и воздуха 1:14,7. Когда воздуха поступает меньше или происходит перелив бензина, смесь становится «Обогащённой».
2. Недостаточное сгорание топлива. Если смесь не сгорает в камере сгорания или сгорает, но не до конца, она поступает в выхлопную систему и уже там от высокой температуры происходит её частичное догорание. От этого неполноценного сожжения смеси и появляется чёрная сажа, которая выходит в атмосферу.
Дизельная силовая установка
В последнее время моторы, работающие на тяжелом топливе стали набирать все большую популярность. Такими агрегатами комплектуются автомобили компактных размеров. А по отношению к крупным транспортным средствам, включая микроавтобусы, внедорожники и прочие подобные варианты, дизельные двигатели это уже не столь привычное явление, сколь обязательное требование.
Исходя из конструктивных особенностей, появление черного дыма из выхлопной трубы у дизелей принято считать за норму. В особенности это актуально к старому грузовому транспорту МАЗ. С появлением экологических стандартов, которые время от времени становятся более жесткими, вынуждает производителей очищать отработавшие газы. Конкретно дизельные двигатели оснащаются сажевым фильтром. При засоренном элементе не стоит удивляться темной завесе из трубы собственной машины.

Также есть вероятность перелива горючего, что обычно происходит вследствие плохой работоспособности топливного насоса высокого давления (ТНВД). Лечится такая болезнь очень просто, как и у бензиновых силовых агрегатов — заменой. Только владельцам многих современных автомобилей следует готовиться выложить крупную сумму, так как процедура обходится недешево.
Если темные облака из глушителя струятся неоднократно, то с большей долей вероятности можно утверждать на присутствие нагара на стенках двигателя, включая основные узлы. Чтобы устранить проблему потребует разобрать агрегат и хорошо его прочистить.
Ситуация с «Киа Соренто»
Приведем конкретный пример. У одного из владельцев этого авто при нажатии на педаль акселератора густой, черный дым. В движении машина очень неохотно набирает обороты.
Было проведено сканирование на возможные ошибки в электронной системе, однако ошибок нет. Анализ параметров работы также не дал нужного результата. Дефекта на первый взгляд попросту нет. Баланс форсунок находится в нормальном состоянии, каких-либо серьезных отклонений не замечено, турбина выдает нормальный уровень давления, но при этом черный дым из выхлопной трубы дизель «Киа Соренто» все еще выдавал. При измерении показаний подумали на ЕГР. Это клапан, который регулирует отработанные газы.

Осмотрев его, обнаружили серьезные отложения сажи за дроссельной заслонкой. После снятия патрубка отработанных газов также обнаружились сажа и масло во впускном тракте. В итоге все было снято и очищено. Но при более подробном осмотре непосредственно клапана было обнаружено повреждение его седла. В итоге клапан заменили.
В итоге дыма нет, а машина едет заметно лучше.
Белый дым – сигнал серьезной проблемы
Если дым из вашего дизеля — это не пар, тогда это точно ОЖ, которая попадает в камеры сгорания. Обычно цилиндр, который был залит охлаждающими смесями, не имеет возможностей работать вхолостую. Поэтому мотор может троить.
Дизель
Из-за особенностей рабочего процесса к образованию сажи более склонны дизельные моторы. Недаром современные дизеля оснащаются специальным сажевым фильтром. Сразу после холодного пуска или при интенсивном разгоне даже исправный дизельный двигатель может давать черный дым из глушителя. Если дизель дымит постоянно или выдает на разгоне клубы густого черного дыма, значит, пора заняться поиском неисправности.
Причины дымления дизелей, в основном, те же, что и у бензиновых моторов, исключая неисправности системы зажигания – ее в двигателях с воспламенением от сжатия просто нет.
Основная причина – переобогащение смеси. Как и в бензиновых движках это происходит по двум причинам: мало воздуха или много топлива. Более вероятен второй вариант. В современных дизелях составом смеси управляет электроника. Старые моторы, где подачу топлива в цилиндры дозировал всережимный механический регулятор, рассматривать не будем. В «электронных» двигателях к излишнему обогащению смеси ведет, чаще всего, неисправность какого-то из компонентов системы управления двигателем: датчика или исполнительного устройства. К излишнему дымлению может привести и неисправность сажевого фильтра
В отличие от бензиновых собратьев, дизеля очень чувствительны к чистоте форсунок. Правильное сгорание здесь зависит от тонкости распыления топлива. Если форсунка работает не штатно, например, из-за нагара на распылителе, то более крупные частицы дизельного топлива будут сгорать не полностью и в выхлопе появится черная сажа.
Когда форсунка дизеля уже не распыляет, а льет топливо в цилиндр, воспламенения не произойдет, в трубу полетит не сгоревшая «солярка» и дым будет светлым, голубоватым, и с очень резким запахом дизельного топлива.
Загрязненный воздушный фильтр
Забитый или загрязненный воздушный фильтр может привести к недостаточной подаче воздуха в камеру сгорания, что вызывает неполное сгорание топлива. В результате, углеводороды и другие вредные вещества выходят из двигателя в виде черного дыма.
Решение:
Воздушный фильтр нужно менять не реже раза в год, как и моторное масло. Экономить на этом нельзя, потому что в какой-то момент вся грязь, которую задерживал фильтр, начнет просачиваться в цилиндр, и вот тут копеечная экономия на смене фильтра обернётся капиталкой.
Износ цилиндров
При редкой смене масла или перегреве двигателя на стенках цилиндров могут появиться задиры. Несмотря на свое название, это просто царапины, при чем не обязательно глубокие. Но этих царапин достаточно, чтобы в них оставалось немного масла после прохода маслосъемных колец. Эффект такой же, как и в случае разрушения самих колец – масло в камере сгорания и черный дым на выходе.
Решение:
Здесь без снятия двигателя и капитального ремонта уже не обойтись. Задир цилиндра устраняется гильзовкой, а это процедура сложная даже для опытного мастера. Иногда дешевле купить новый контрактный двигатель, чем разбирать старый, ремонтировать его, а потом собирать обратно в надежде, что все будет работать как должно.
Выход из строя турбины
Через турбину проходит масло как для смазывания, так и охлаждения. И если турбина потеряли герметичность и от прокладок осталось лишь название, масло начинает попадать во впускной коллектор. Соответственно масло начинает просачиваться в двигатель и сгорать.
Решение:
Здесь необходим съем и полный ребилд турбины. Такие операции лучше выполнять в специализированных центрах, потому что работа очень кропотливая и сложная. А если позволяют средства, то лучше вообще купить новую турбину, а старую сдать на запчасти в такие же сервисы по восстановлению.
Ремонт
Если вы обнаружили трещину ГБЦ, тогда здесь можно лишь порекомендовать заменить головку. Однако цены… Поэтому многие автолюбители не брезгуют контрактными деталями. Это б/у запчасти из Европы.

Треснувшие ГБЦ можно ремонтировать, но не будем рекомендовать эту технологию, потому что в ходе такого ремонта сверлится отверстие, которое попадет на трещину, а затем в отверстие запрессуется медный прут. Здесь не будет прорыва газов, однако один из охлаждающих клапанов будет заблокирован наполовину. Такая головка будет иметь значительно сниженный ресурс.
Случай из жизни
Механики на эту тему рассказывают одну историю. На агрегате заменили прокладку ГБЦ. После того как мотор собрали, обнаружили сильную тряску на холостых оборотах. После пары километров эти вибрации прекратились, а после пары минут работы снова на холостых тряска снова появилась.
Механики проанализировали данную ситуацию и выяснили, что новая прокладка немного толще. До тех пор, пока дизель не разогревался до рабочей температуры, ровно он не работал.

Итак, основная причина синих дымов — это поздний впрыск топлива и низкие характеристики компрессии. Многие современные моторы имеют устройство, которое осуществляет впрыск немного раньше. Машины работают жестче, однако топливо в цилиндрах нагревается и сгорает без дымов, то есть совсем. Дальше агрегат нагревается, ОЖ нагревает исполнительные механизмы, а те возвращают поршень опережения впрыска на его законное место. Мотор работает мягче и приятней.
Изношенные прокладки
Поврежденные или изношенные прокладки также могут быть причиной попадания масла в бензин. Если прокладка головки блока цилиндров протекает, масло может попадать в камеру сгорания и смешиваться с топливом.
Решение:
Замена прокладки блока цилиндров и прокладки клапанной крышки. Это процедура несложная и выполняется без съема двигателя.
Причины появления чёрного дыма из глушителя на бензиновом двигателе
На автомобилях с бензиновым двигателем причиной переобогащения смеси могут стать перебои в топливной системе, системе зажигания и сбои в электронике. Необходимо проверить следующие элементы:
Топливо. Появление чёрного дыма после заправки автомобиля, может говорить о некачественном топливе. Тут поможет только слив топлива, либо его полный расход и заправка на другой АЗС.
Кислородный датчик (Лямбда зонд) . Этот датчик устанавливается на выпускном коллекторе и необходим для оценки количества кислорода, который остался после сгорания и, исходя из этих данных, компьютер корректирует подачу топлива в цилиндры. Когда он выходит из строя, сигнал от него не поступает и соотношение кислорода и бензина никак не регулируется, вследствие чего и происходит обогащение смеси.
Форсунки. Исправные форсунки на инжекторных двигателях подают топливо путём его впрыскивания под большим давлением. Со временем форсунки засоряются и вместо впрыскивания, начинают лить топливо, из-за чего смесь становится неоднородной и плохо сгорает.
Также, форсунки могут «зависнуть» в открытом положении и постоянно подавать бензин в камеру сгорания в независимости от цикла, протекающего в цилиндре.
Датчики. Вышедший из строя датчик способен посылать компьютеру неверные сигналы, из-за чего момент впрыска и объём топлива могут быть неверными. При проверке датчиков на автомобилях АвтоВАЗ может пригодиться распиновка ЭБУ BOSCH M7.9.7 и Январь 7.2
Тепловые зазоры клапанов. Если зазоры клапанов увеличены, впускной клапан находится в открытом положении недостаточно долго, из-за чего в цилиндр поступает малое количество воздуха.
Воздушный фильтр. Со временем воздушный фильтр забивается, поступление воздуха к системе впуска ограничивается и в цилиндры поступает недостаточно воздуха и смесь становится «богатой».
Неполное сгорание топливовоздушной смеси происходит, когда в камере сгорания не создаются необходимые для этого условия. Это может происходить по следующим причинам:
Свечи зажигания. Отслужившие свечи попросту не воспламеняют смесь и она, не сгорая, выходит на выпуск. И догорает она уже в выпускной системе.
Компрессия. Когда компрессия отсутствует в цилиндре, такт сжатия происходит не как следует, смесь сгорает неравномерно, и остатки выходят через выпускной клапан.
Старый добрый карбюратор
Что значит темный выхлоп, исходящий от машины? С карбюраторными двигателями все просто и понятно. Большинство владельцев автомобилей с таким двигателем сталкивались с одной неприятностью, когда его заливало, и он начинал не только чихать, но и троить. Все это сопровождалось клубами дыма из глушителя черного цвета.
Ответственность обычно лежит на одном из следующих виновников:
- игольчатый клапан карбюратора;
- зажигание;
- поршневые кольца, клапаны.
Иной раз игольчатый клапан начинает западать или же пропускает много топлива, что собственно и приводит к обогащению смеси. Результат — его неполное сгорание. А если в бак заливать бензин низкого качества, то это грозит забиванием жиклеров.
Еще одна причина кроется в свечах либо неправильном угле опережения зажигания. Итог идентичный — топливо сгорает не полностью, а из трубы начинает валить черная дымка.
И наконец, проблема вызывается износом поршневых колец, а также выработкой клапанов. Только для ее устранения не стоит проявлять самодеятельность, надеясь на свои силы — необходима помощь квалифицированных мастеров.
Когда белый дым – это норма
В некоторых ситуациях водитель, увидев белый дым (а, точнее, пар), может не паниковать. Подобный эффект может отмечаться при холодном пуске в сырую погоду. Дело в том, что по мере увеличения температуры из выпускного тракта испаряется конденсат и через несколько минут выхлоп снова будет условно прозрачным. То же самое и при запуске в холодную погоду. Например, когда на улице двадцатиградусные морозы или еще более экстремальная температура, то плотный белый пар из выпускной системы – это совершенно обычное явление.
Таким образом, чем выше влажность воздуха, тем гуще пар из выпускной системы и, чем ниже температура, тем более плотным он получается. А еще белый дым может напугать владельца дизельного автомобиля – при прогретом двигателе система регенерации сажевого фильтра инициирует выжигание сажи и принудительно обогащает топливно-воздушную смесь, дабы увеличить температуру выхлопных газов и выжечь сажу. Обычно «задымление» прекращается через несколько минут.
Неправильная регулировка дроссельной заслонки
При сбое калибровки дроссельной заслонки начинает менять состав топливной смеси в цилиндрах. Это может произойти как по естественным причинам, так и из-за нагара на самой заслонке.
Последствия и виды неисправностей
Несгоревшие частицы топлива с высокой вероятностью спровоцируют повышение токсичности выхлопа. При инжекторном типе, катализатор быстро выйдет из строя, а его замена будет стоить довольно дорого. Либо при излишнем переливе может привести к гидроудару, потому что топливо будет подаваться в жидком виде. А это поломка обойдётся ещё дороже.
Для владельцев дизельного аналога, прогноз еще хуже – вероятен разрыв блока мотора. Такая неисправность возникает из-за чрезмерно высокого давления, топливо в баке воспламеняется от самого сжатия, происходящего под массивным давлением.
Игнорировать черный дым, выходящий из выхлопной трубы и закрывать глаза на такую проблему – не следует. Автовладелец в результате собственной халатности может столкнуться с серьезными неисправностями, ремонт которых будет не по карману.
Богаче или беднее
На передней панели спортивных автомобилей иногда красуются датчики, показывающие соотношение топливно-воздушной смеси. У большинства водителей специального прибора, конечно, нет, но об отклонениях в составе подскажут не только изменения в характере автомобиля, но и цвет облачков из выпускной системы. Если двигатель работает на обогащенной смеси, то есть в ней слишком много топлива, то вы увидите темно-серый иди даже почти черный дым из выхлопной трубы. Здесь же будут наблюдаться и другие симптомы – увеличенный расход топлива, неустойчивая работа агрегата вплоть до потери мощности, а также затрудненный пуск. Мотор «богатит» смесь в ряде случаев, например, когда засорен воздушный фильтр, текут топливные форсунки или изношены свечи зажигания.
Смесь обедненная (количество бензина в ней не соответствует оптимальным заданным параметрам в меньшую сторону)? Тогда оттенок будет более светлый. Отметим, что отклонение состава топливно-воздушной смеси от нормы может быть вызвано разными причинами, например, разгерметизацией на впуске или проблемами с топливной аппаратурой.
Что делать и как устранить черный дым из выхлопной трубы
Начинающему водителю, заметившему черный дым из выхлопной трубы карбюраторного или инжекторного бензинового двигателя, стоит обратиться в автомастерскую.
Самостоятельно можно предпринять следующее:
- заправьтесь на другой АЗС, если сомневаетесь в качестве горючего;
- замените топливный и воздушный фильтры;
- очистите электронику инжектора бензином со специальными моющими добавками;
- проверьте работу форсунок и карбюратора;
- понаблюдайте за давлением в камерах сгорания, сравните полученные данные с номинальным значением;
- не забывайте о сажевых фильтрах дизельных моторов: меняйте элементы каждые 15-30 тыс. км на спидометре.
Следите за собственной манерой вождения: экстремальный стиль с резкими стартами и частыми торможениями на высоких оборотах не дает топливу эффективно выгорать.
Комплексное проявление неисправностей
Неисправности, связанные с появлением черного дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя чаще проявляются в комплексе и в развитии. Так, при зависании иглы распылителя мы наблюдаем и перелив солярки, и увеличение продолжительности впрыска, и ухудшение распыла, а может и проникновение дизтоплива в масло.
Если машина долго дымит, а владелец не предпринимает никаких мер, двигатель закоксовывается, залегают кольца. Неисправности нарастают, как снежный ком.
При неправильной установке фаз газораспределения нельзя говорить о корректном угле опережения впрыска, а еще мотор получает меньше воздуха, не освобождается полностью от отработавших газов.
Неправильная установка фаз газораспределения особенно на дизеле грозит серьезной поломкой и дорогостоящим ремонтом. Ее следует поручить профессионалам.
Проблемы с топливной системой
Неправильная работа топливной системы, такая как неисправность топливного насоса или форсунок (инжекторов), может привести к неверному соотношению топлива и воздуха в камере сгорания. Если бензина больше, чем кислорода, то происходит неполное воспламенение и часть топлива догорает в выхлопной трубе. И темный дым здесь не самая большая проблема, куда опасней перегретый из-за этого катализатор, который впоследствии начнет разрушаться раньше срока и может повредить двигатель.
Решение:
Если диагностика покажет неисправность форсунок, то для начала их можно попробовать почистить ультразвуком, очень часто это помогает после плохой заправки. Но если это не поможет, то только замена, при чем одну менять не рекомендуется, как минимум меняются все форсунки одного ряда, а лучше все сразу. Причина в том, что форсунки разных ревизий могут работать чуток по-разному, а это вызовет рассинхронизацию работы цилиндров и новые проблемы. Если же проблема в топливном насосе, то его чистить бесполезно, здесь сразу замена.
Чёрный дым на карбюраторном двигателе
Отдельно хочется упомянуть карбюраторные двигатели. На таких двигателях причиной чёрного дыма скорей всего будет являться сам карбюратор.
Возможно, неправильно настроено качество топливовоздушной смеси. Для его регулировки на карбюраторе имеется «винт качества смеси». Он изменяет количество воздуха, которое будет поступать в камеру сгорания.
Из-за некачественного топлива и попадания мелкой грязи может «залипнуть» игольчатый клапан, который является самой важной деталью в карбюраторе. Он начинает пропускать топливо, вследствие чего вырастает расход топлива и появляется чёрный дым.
В карбюраторе также имеется жиклёр, предназначенный для дозирования топлива. В случае, когда он забивается или закоксовывается пропадает точность дозировки и опять происходит переобагощение смеси.
В этом случае может помочь полный разбор и тщательная чистка всех элементов карбюратора. Или замена игольчатого клапана и жиклёра. Но не стоит самостоятельно разбирать карбюратор, если отсутствует опыт в ремонте автомобилей.
Как охлаждающая жидкость проникает в цилиндры?
ОЖ попадает в цилиндры из-за неудовлетворительного состояния прокладок впускного коллектора. Также причиной может быть прогоревшая прокладка ГБЦ, а у дизелей чаще всего это может быть треснувшая головка блока. В трещине ГБЦ бачок, зачастую полный жидкости, также полностью уходит в трубу.
Как убрать синий дым
Если мотор трясет и выпускает дизель черный дым из выхлопной трубы, ну, или синий, тогда можно смело подвернуть ТНВД. Но сначала нужно посмотреть, хватает ли горючего. Если насосу не будет хватать топлива, тогда снижается давление, а это позволяет пружине сдвинуть таймер на поздний впрыск. Это приведет к тряске.
Инжекторный аналог
В таких силовых агрегатах необходимое соотношение между горючим и воздухом (1:14,7) поддерживается электроникой. То есть компьютер определяет, на какое именно время открывать форсунки в нужный момент для формирования рабочей смеси.
Также проблема может быть в засоренном воздушном фильтре. В связи с этим, этот элемент подлежит регулярной замене.
Другая причина, почему идет черный дым — загрязненная дроссельная заслонка. И как раз в этом случае прочистить ее нетрудно самому водителю при помощи одного известного средства — Carb Cleaner.
Теперь об общей проблеме в отношении карбюраторного и инжекторного двигателя — неисправность системы зажигания. Это также приводит к неполному сгоранию рабочей смеси в цилиндрах. Поэтому имеет смысл проверить работоспособность и этого узла. Есть риск выход из строя свечи либо высоковольтного провода. Также бывают иные причины.
Всему виной инжектор

Появление дыма темного оттенка указывает на необходимость проверки инжектора. То есть проблема кроется в засоренности или же большом давлении. Для проведения диагностики нужен специальный проверочный стенд, который можно встретить лишь в специализированных автосервисах. Большинство автолюбителей стараются сделать все своими усилиями, однако не всегда процедура заканчивается успешно.
Стоит отметить, что заправка автомобиля дешевым продуктом, у которого заведомо низкое качество, оборачивается частым засорением форсунок. Это приводит к снижению подачи бензина. Впоследствии, если игнорировать проблему, то это заканчивается нарушением герметичности игольчатого клапана форсунки. В результате поступает больше топлива, чем следует.
Для исправления ситуации нужно прочищать инжекторы специальными средствами. Сама процедура должна выполняться раз в 60-70 тысяч км пробега. Причем независимо от типа используемого топлива.
Топливный насос
Когда струится черный дым при запуске мотора, это указывает на еще одну неисправность — сломался топливный насос (касается бензиновых агрегатов). Это приводит к нарушению подачи топлива — вместо дозированного поступления ТВС горючее льется чуть ли не рекой.
У инжекторных двигателей этот элемент системы питания расположен в топливном баке, где бензином же и охлаждается во время работы. Насос нагнетает топливо в рампу, создавая высокое давление. Но иногда напор становится более интенсивным, что грозит переливом горючего.
В результате черная завеса появляется не только в режиме работы на холостых оборотах, но и при движении транспортного средства. Диагностировать этот элемент довольно затруднительно, а потому лучше доверить эту процедуру специалистам.
Датчики
У любого инжекторного двигателя его работа полностью находится под контролем электронного блока управления (ЭБУ). Именно он ответственен за приготовление ТВС. Помощь ему обеспечивают многие датчики, которые измеряют разные параметры (расход воздуха, положение дроссельной заслонки и т. д.).
Иными словами, когда к ЭБУ поступает неверная информация, соответственно он дает команду на более продолжительную работу форсунок. В результате рабочая смесь формируется с неправильным соотношением. В итоге это оборачивается излишками топлива, которые не сгорают.
Причины чёрного дыма в зависимости от типа двигателя
Сам по себе чёрный дым из выхлопной трубы не опасен для мотора, но игнорировать этот симптом при его постоянном проявлении – не следует. Со временем, в случае если имеется засор или поломка какого-либо модуля, может пострадать двигатель. Надо запомнить момент появления чёрного дыма. Ее появление при пуске на холостых оборотах, при запуске на холодную и при перегазовке имеет разные причины.
Ознакомьтесь с таблицей, в которой наглядно указаны причины чёрного дыма в зависимости от режима работы двигателя. Если таблица видна не полностью, сдвиньте её вправо.
| При запуске на холодную |
|
| На высоких оборотах при перегазовке |
|
| На холостых оборотах |
|
Внимание! Сизый или синий дым указывает на то, что в камеру сгорания попадает моторное масло.
Карбюратор
В случае с карбюраторным двигателем, все достаточно просто. Если дым из выхлопной трубы окрашивается в темный оттенок, появляется сизый дым, стоит пересмотреть работу самого модуля – возможно, он дает сбой. Это часто связано с переливом в поплавковой камере, возникающим под действием двух причин:
- Неисправность игольчатого клапана. Он может залипать или пропускать излишнее количество топлива.
- Закоксованность или засорение жиклёров – небольших форсунок, с точными размерами.
- Свечи.
- Неправильный угол опережения зажигания.
- Износ поршневых колец и клапанов.

Как проходит чистка карбюратора
Первое, что нужно сделать – разобрать карбюратор и прочистить его. Если действия не помогают, нужно приобрести ремкомплект (саму «иглу» и жиклеры), и восстановить уровень бензина в камерах.
Инжектор
Инжектор по сравнению с карбюратором – совершенно другое устройство, которое работает проще. Топливно-воздушная смесь подается при содействии электроники (она держит соотношение топлива и воздуха в пропорции 1 к 14,7), а впрыск в цилиндры обеспечивает устройство под названием инжектор. Именно поэтому основные причины нарушений будут совершенно другими:
- Часто поломку стоит искать в самом инжекторе, он засоряется и не может в нужном количестве поставлять топливо. Из-за накопления давления случается сильное опережение впрыска, с излишками. Работать двигатель будет нестабильно, его обороты могут скакать от низких до высоких.

Инжекторная система - Автоматизированную работу системы нужно контролировать при помощи датчиков. При их неисправности автомобиль может вовсе не запускаться или будет впрыскиваться слишком много топлива, которое не успеет прогореть. Отсюда и появятся клубочки темного дыма.
- Топливный насос. У многих инжекторных двигателей он находится внутри бака. При его неисправности возможна подача лишнего количества топлива под высоким давлением, это спровоцирует перелив в камерах впрыска.
- Загрязнён воздушный фильтр. Его необходимо заменить.
- Грязная дроссельная заслонка. Она чистится самостоятельно при помощи популярного средства Carb Cleaner.
- Неисправность системы зажигания.
- Засорение игольчатого клапана форсунок. Это происходит из-за заправки автомобиля некачественным горючим.
Если проблема заключается в некорректной работе самого инжектора, его нужно снять и прочистить. Такую процедуру советуют проводить 1 раз на 60 000-70 000 км. При соблюдении регламента, вопрос с появлением черного дыма не побеспокоит владельца.
Дизельный двигатель
Именно при езде на дизеле автовладельцы часто сталкиваются с плотными клубнями черного дыма из выхлопной трубы. Связано это с тем, что система воспламенения топлива работает по-другому. Само ДТ даже при нормальном функционировании всей системы является самым «грязным» и черно-сизый дым считается нормой, особенно при разгазовке.
Основные причины появления чёрного дыма:
- Выход из строя сажевого фильтра, потребность в его замене, интенсивность дыма будет невысокой.

Грязь на сажевом фильтре - Поломка насоса высокого давления, происходит интенсивный перелив, элемент надо заменить.
- Неправильный угол опережения зажигания – требуется регулировка.
Внимание! Вспомните, как работают старый автобусы или большие Камазы. Они славятся самым «насыщенным» выхлопом и никого это не пугает. Сейчас справиться с поломкой помогают специальные сажевые фильтры, очищающие воздушную смесь и предотвращающие попадание токсических соединений в воздух.
О недостатке воздуха
Также темные газы из трубы иногда могут быть вызваны недостатком воздуха. Но в этом случае выхлоп будет не черный, а, скорее, серый либо темно-серого цвета. Еще при этом наблюдается понижение мощности.
К этому может привести забитый фильтр подачи воздуха. Это отнюдь не редкий случай, и такое периодически случается с каждым. Уже не 10 и не 100 раз проверено на горьком опыте, что хватит лишь 15 минут в пробке перед КамАЗом, у которого идет черный дым из выхлопной трубы. Дизель горит, а новый фильтр того, кто стоит сзади, теперь можно выбросить на свалку. Но это бывает, если у КамАЗа неправильно отрегулирована топливная система, хотя у кого она отрегулированная.
Также недостаток воздуха можно наблюдать из-за неверной работы EGR и дроссельной заслонки, неверных зазоров в клапанах ГРМ. Также в числе причин могут быть неверно выставленные метки газораспределения, неисправности турбины.
Когда автомобиль оснащен турбиной, и вы наблюдаете черный дым из выхлопной трубы дизель-турбо, то стоит проверять наддув. Скорее всего, дело именно в нем. Также стоит поискать трещины на патрубках топливной или воздушной системы.

Один из автовладельцев заливал в машину очистку для топливной системы. Поездив немного, на высоких оборотах при езде в гору машина пыхнула черным дымом. Но немного попыхтев, дым пропал и с тех пор больше не появлялся. При этом все вышеописанные причины он проверил. Он считает, что помогла присадка. Больше машина не дымила. Так что, возможно, причиной дыма в этом случае может быть просто сажа из топливной системы, особенно если дизель укомплектован нейтрализатором. Иногда фильтр нужно время от времени очищать.
Что делать водителю при появлении черного топливного выхлопа
При появлении черного дыма в первую очередь нужно вспомнить о воздушном фильтре. Его замену обычно можно выполнить своими руками. Самому можно почистить радиатор интеркуллера, поискать неплотности в нагнетательном тракте.
При появлении на экране панели приборов сигнале о неисправности, например Check engine нужно расшифровать информацию самостоятельно, при наличии оборудования и в соответствии с руководящей документацией, либо обратиться в автосервис.
После исправления недочетов необходимо сбросить ошибку в бортовом компьютере. Это делают самостоятельно, проконсультировавшись с дилером, либо обращаются в автосервис.
Дизельные двигатели в основном требуют профессионального вмешательства. Даже простой, на первый взгляд процесс замера компрессии требует применения специального оборудования и навыков. Для этого нужен компрессометр, который бы вкручивался в гнездо форсунки или свечи накаливания. Дилетанты часто заламывают запальные элементы, и для ремонта приходится снимать головку блока. Установка угла опережения впрыска, диагностика турбины, автоматика системы Common Rail также дело специалистов.
Снизить вероятность появления неисправности помогает регулярное техническое обслуживание, своевременное устранение неполадок. Дизельный двигатель — сложный агрегат компоненты которого работают в тесной взаимосвязи. Частные неисправности со временем становятся комплексными и требуют более глубокого и дорогостоящего вмешательства.
Образование сажи выхлоп ведет к закоксовке поршневых колец, гидрокомпенсаторов, других важных механизмов.
Почему идет черный дым из выхлопной трубы
В правильно настроенных цилиндрах ДВС топливовоздушная смесь выгорает полностью. Когда из выхлопной трубы бензинового двигателя идет черный дым, это означает, что в выбросах появилась сажа – плотные частички несгоревших углеводородов. Копоть хорошо заметна на свежевыпавшем снегу и стенках выпускного тракта.
На высоких оборотах
Появление угольно-темного задымления на прогретом моторе связано с переобогащенной топливной смесью в камерах сгорания. Первым под подозрение попадает воздушный фильтр (ВФ), теряющий свою пропускную способность из-за скопившейся грязи.
Черный дым из выхлопной трубы на бензине на высоких оборотах появляется также по причине неисправной топливной помпы. Нелишним будет проверить систему зажигания и датчик кислорода – лямбда-зонд.
Интенсивный черный дым
При запуске автомобиля
На прогреве двигателя, особенно в мороз, небольшие облачка из выпускного тракта не должны настораживать: в рабочей смеси для цилиндров еще не восстановилась пропорция воздуха с бензином. И топливо не успевает сгорать, оседая хлопьями сажи.
Но если кратковременное явление не исчезло в движении, обратите внимание на следующие элементы и системы:
- маслосъемные колпачки;
- датчики двигателя;
- качество горючего;
- масляный фильтр.
Возможно, частично западают детали поршневой группы.
При разгазовке
При энергичном нажатии на педаль акселератора происходит резкий впрыск в рабочие камеры топливной смеси – невыгоревшей, и потому выбрасываемой на улицу.
Регулировки требуют:
- Вышедший из строя датчик кислорода.
- Создающий излишнее давление топливный насос.
- Забитый отложениями ВФ.
На новых моторах сразу после перегазовки черноватый след исчезает.
Чёрный дым на дизельных двигателях
Для непрогретых двигателей, работающих на дизельном топливе, чёрный дым из выхлопной трубы является нормой. Дело в том, что в них сжигание смеси осуществляется за счёт сжатия воздуха и принудительного впрыска топлива в него. Когда камера сгорания холодная топливовоздушная смесь не сгорает полностью, но по мере прогревания двигателя всё нормализуется и дым пропадает.
Появление чёрного дыма при движении под нагрузкой также считается нормальным, поэтому паниковать не стоит.
Тут, как и на бензиновом двигателе, дым появляется из-за некачественного топлива, его перелива или неполного сгорания, и проблемы в принципе похожи, но есть отдельные нюансы.
Воздушный фильтр. Тут без каких-либо нюансов, всё так же как и на бензиновом двигателе: фильтр засоряется, воздух не поступает, смесь становится богатой.
Зазоры клапанов. Тут всё также: клапана открываются кратковременно, воздуха поступает мало, а топлива много.
Метки зажигания. Неправильно выставленное зажигание влияет на момент подачи топлива в цилиндры. Как известно для дизельных двигателей это очень важно. Поэтому к выставлению зажигания по меткам необходимо подходить с ответственностью.
Компрессия. Как уже было сказано выше, топливовоздушная смесь в дизельных двигателях сгорает за счёт сжатия. Недостаточная компрессия в цилиндре не даст сжать воздух как следует и при впрыске топлива детонация не произойдёт, а дальше всё по знакомому сценарию: несгоревшее топливо выходит в выпускной коллектор, где скапливается и догорает за счёт высокой температуры.
ТНВД (топливный насос высокого давления). ТНВД как раз предназначен для подачи топлива в необходимый момент и в необходимом количестве. Возможно, нужна его настройка или ремонт. В этом случае лучше обратиться к специалистам.
Сажевый фильтр. Экологические нормы, введённые в Европе, заставили производителей автомобилей с дизельным двигателем устанавливать сажевый фильтр. Он устанавливается на выхлопной трубе и живёт он не вечно. Рано или поздно он забивается и выходит из строя. Правда дыма в случае такой поломки будет немного.
- https://DiagCars.ru/19-pochemu-idet-chernyj-dym-iz-vyhlopnoj-truby.html
- https://promercedes.ru/remont/glushitel/chernyj-dym-iz-glushitelya
- https://FB.ru/article/193066/dizel-chernyiy-dyim-iz-vyihlopnoy-trubyi-v-chem-prichina-i-kak-ee-ustranit
- https://favorit-motors.ru/articles/obsluzhivanie-i-remont/pochemu-iz-vykhlopnoy-truby-idet-chernyy-dym/
- https://auto.rambler.ru/navigator/50540580-pochemu-iz-vyhlopnoy-truby-avtomobilya-idet-chernyy-dym/
- https://quto.ru/journal/autorambler/kakovy-prichiny-chernogo-i-belogo-dyma-iz-vyhlopnoy-truby.htm
- https://motorist.guru/sovety/chernyj-dym-iz-vykhlopnoj-truby.html
- https://AvtoTachki.com/chernyy-dym-iz-vyhlopnoy-truby-benzinovogo-dvigatelya-chto-znachit-prichiny-kak-ustranit-problemu/
- https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/chernyj-dym-dizelya/
- https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/chernyj-dym-iz-vyhlopnoj-truby-benzin/


