Чем опасен забитый воздушный фильтр
Воздушный фильтр можно сравнить с мешком домашнего пылесоса. Как только мешок забивается мусором, пылесос теряет мощность, начинает беспомощно гудеть и перегревается. Почти то же самое происходит с двигателем машины: когда ему нечем «дышать» из-за забитого фильтра, он теряет мощность и начинает работать неправильно. А «дышит» он активно: за каждый километр пробега мотор прокачивает через себя почти 2 кубометра воздуха.
Воздушный фильтр определяет, насколько легко мотору «дышится». Система питания двигателя рассчитана на определённое количество воздуха, поступающего в цилиндры (соотношение воздуха и бензина в составе смеси — 15 к 1). Если фильтр грязный и воздуха не хватает, то двигатель ощутимо теряет мощность. Конечно, электронный блок управления постарается скорректировать смесь, но он не волшебник — при активной работе педалью газа смесь будет обогащённой, то есть перенасыщенной топливом. А это чревато поломкой свечей зажигания, кислородных датчиков и каталитического нейтрализатора выхлопа. Разумеется, заметно вырастет и расход топлива. А если продолжать ездить с грязным воздушным фильтром, не обращая внимания на эти симптомы, можно отправить на свалку цилиндро-поршневую группу, да и весь мотор.
А может ли двигатель работать вообще без воздушного фильтра? Конечно — правда, недолго. Количество пыли и мелкого песка в атмосфере огромно, а на дорогах к ним добавляются насекомые и опавшие листья деревьев. Весь этот мусор двигатель засосёт в цилиндры, на стенках которых останутся задиры — после чего мотор отправится на капитальный ремонт. Таким образом, воздушный фильтр жизненно необходим для нормальной и долгой работы двигателя.
Как устроен воздушный фильтр
Само слово «фильтр» происходит от латинского filtrum — войлок. Но войлочных фильтров сегодня уже не найти: основными материалами современных фильтрующих элементов являются бумага и синтетическое волокно, гофрированные (сложенные гармошкой) для увеличения площади фильтрации.
Фильтровальная бумага, хоть и звучит заурядно, на деле является довольно продвинутым материалом с высокой плотностью и миллионами пор, пропускающих воздух, но задерживающих пыль. Минус бумажных фильтров — боязнь воды; чтобы защитить их от влаги, бумагу иногда пропитывают специальным масляным составом.
Синтетическое волокно — нетканный пористый материал, постепенно вытесняющий бумагу из воздушных фильтров. «Синтетика» дороже, зато не боится воды — после просушивания её фильтрующие способности не меняются. По «грязеёмкости» нетканные фильтры также превосходят бумажные: в отличие от последних, задерживающих пыль на поверхности, синтетические фильтры улавливают пыль всей толщиной волокна.
Форма воздушных фильтров также отличается. В автомобилях встречаются цилиндрические, панельные, бескаркасные и кольцевые фильтры — хотя последние применяют только на старых карбюраторных машинах, для современных их пропускная способность слишком мала. Цилиндрические фильтры-«бочки» обычно стоят на коммерческом транспорте: грузовиках, фургонах, спецтехнике — там, где используются кубатурные дизельные моторы, требующие много воздуха. А панельные воздушные фильтры (и схожие с ними бескаркасные) ставятся почти на все легковые автомобили.
Фильтры нулевого сопротивления
Особняком стоят так называемые нулевики — воздушные фильтры нулевого сопротивления. Внешне они напоминают конус или гриб, а в качестве фильтровального элемента используют ткань — многослойную марлю, пропитанную специальным маслом.
Зачем нужен «нулевик»? Любой воздушный фильтр из-за своей плотности создаёт сопротивление потоку воздуха, иначе он не мог бы эффективно задерживать пыль. Для двигателей с высокой степенью форсировки это критично — для большой отдачи мощности им требуется много воздуха, особенно при использовании турбонаддува. В этом (и только в этом!) случае используют фильтр нулевого сопротивления — он почти не мешает закачивать воздух в цилиндры. Но задерживать много пыли такой фильтр не может, требуя частой замены (хотя тканевые фильтры можно стирать, с последующей сушкой и пропиткой). Поэтому сфера применения «нулевиков» ограничена автогонками.
К несчастью для двигателей (и к радости сервисменов) воздушные фильтры нулевого сопротивления являются популярным тюнингом — их устанавливают на обычные гражданские машины вместо штатных фильтров в надежде получить большую мощность. Хотя без одновременной перестройки выпускной системы и перепрошивки блока управления двигателя ни о какой прибавке речь не идёт — такой тюнинг просто снижает ресурс мотора из-за плохой очистки воздуха. «Нулевики» должны использоваться только там, где это оправдано и предусмотрено инженерами изначально — в спортивных автомобилях.
Когда нужно менять воздушный фильтр
Если вы почувствовали потерю мощности, значит просрочили замену фильтра — сменить его нужно было давно. Меняйте воздушный фильтр регулярно, ориентируясь на пробег. В зависимости от размеров фильтра, для разных машин установлены разные регламенты замены: периодичность составляет от 10 000 до 40 000 км. И всегда с оговоркой: при эксплуатации автомобиля в тяжёлых условиях (например, на пыльных дорогах) интервал замены воздушного фильтра нужно сократить в 2 раза.
Состояние фильтра можно приблизительно оценить по цвету фильтровального материала — он неспроста делается светлым (белым, бледно-жёлтым или бежевым), а не каким-нибудь брутально-чёрным. Загрязнение светлого материала легче контролировать визуально: если он потемнел и стал серым (наполнился пылью), то фильтр пора менять. Но этот способ не является на 100 % надёжным, поскольку в синтетических фильтрах мелкая пыль скапливается глубоко внутри, а снаружи материал может выглядеть не таким уж грязным. Лучше ориентироваться на пробег и регламентный интервал замены.
На практике, чтобы каждый раз не высчитывать пройденные километры, воздушный фильтр меняют вместе с моторным маслом — каждые 5 000–10 000 км.
Продувать ли воздушный фильтр
Когда-то продувка воздушного фильтра была обязательной процедурой посещения шиномонтажа — ведь там всегда есть мощный компрессор. С бумажными фильтрами это действительно имело смысл, позволяя реже менять их. Но нетканные синтетические фильтры работают по принципу глубинной фильтрации, собирая пыль внутри волокон — их продувка почти бесполезна, ведь пыль внутри цементируется. Такой фильтр нужно просто заменить, не пытаясь искусственно продлить его жизнь.
Если вы всё же взялись продувать фильтр, используйте компрессор на шиномонтаже или в автосервисе — от обычного автомобильного колёсного компрессора толку не будет. Всегда продувайте фильтр против направления движения воздуха, т. е. со стороны двигателя — пыль нужно выдуть наружу, а не заглубить внутрь фильтра. И никогда не используйте жидкие очистители, бензин или воду. Хотя о стирке воздушного фильтра стоит поговорить отдельно.
Можно ли стирать воздушный фильтр
Автомобилисты неспроста выделяют среди запчастей расходники — расходные материалы, которые используются однократно и меняются с определённой периодичностью. Воздушный фильтр соответствует этому принципу в полной мере. Попытка сделать из расходника многоразовую деталь ничем хорошим обычно не заканчивается.
Сложно сказать, что именно движет людьми — старые советские автомобильные традиции, опыт езды на мототехнике/квадроциклах (поролоновые фильтры которых действительно рассчитаны на многоразовое использование) или тотальная экономия, — но в интернете регулярно всплывает вопрос: можно ли стирать воздушный фильтр. И многие считают, что да — можно! Вот типичная инструкция с просторов сети:
- Продуть фильтр сжатым воздухом и пропылесосить между складками.
- Промыть проточной водой под напором.
- Замочить в горячей воде со стиральным порошком на 5 минут и прополоскать.
- Ещё раз промыть проточной водой, пока она не станет чистой.
- Высушить и установить фильтр на место.
Опустим тот факт, что бумажный фильтр мочить в воде не стоит в принципе, а из синтетического пыль не выстираешь — она лишь зацементируется внутри волокон. Бесспорно одно: отсутствие целесообразности. При розничной цене нового воздушного фильтра в несколько сотен рублей пытаться стирать его бессмысленно и потенциально опасно для двигателя, стоимость которого на несколько порядков выше.
Как часто менять воздушный фильтр в автомобиле
Завод-производитель указывает примерные сроки, по истечении которых необходимо установить новый расходный элемент для очистки воздуха. Опытные водители без труда определяют степень загрязненности устройства по внешнему виду: масляные пятна и грязь говорят о том, что пришло время менять воздушный фильтр, поскольку его пропускная способность значительно снизилась.
На необходимость установить новый расходник указывают и следующие признаки:
- проблемы с воспламенением топлива, медленный запуск двигателя или отказ запуска;
- пропуски зажигания;
- индикатор «Чек двигателя» на приборной панели активен;
- грубая работа двигателя в холостом режиме.
Любой из перечисленных симптомов сигнализирует о том, что пора проверить степень загрязнения фильтрующего элемента. Не стоит исключать возможность выхода из строя этого устройства, даже если автомобиль куплен совсем недавно. Условия эксплуатации могут быть такими, что воздушный фильтр подлежит замене спустя небольшой промежуток времени, гораздо меньший, чем рекомендовано производителем.
Примером условий, при которых происходит моментальное загрязнение очищающих элементов автомобиля, может служить аномальная жара в Москве летом 2010 года, негативными последствиями которой стали многочисленные возгорания торфяников. Воздух над столицей был насыщен мелкими частицами, которые образовались в результате тления торфа. Люди испытывали серьезные проблемы с дыханием, а владельцы автомобилей, даже совсем новых, констатировали чрезвычайно быстрое загрязнение фильтрующих устройств.
Признаки того, что пора менять воздушный фильтр
Следует заменить фильтрующий элемент, если вы заметили следующие признаки:
- появились хлопки в выхлопной системе;
- двигатель начал работать неровно, скачут обороты;
- расход топлива существенно вырос или снизился;
- снизилась динамика разгона, автомобиль стал «ватным»;
- появились проблемы с запуском двигателя (пропуски зажигания, более долгая работа стартера);
- чаще включается охлаждение;
- меняется качество работы двигателя при влажной погоде (из-за изменения плотности фильтра при контакте с влагой).
Отработанный воздушный фильтр
Периодичность замены фильтров у некоторых производителей авто может достигать 60 000 км пробега. Но это большая редкость, и, конечно, лучше не дожидаться такого срока. Важно помнить, что использование загрязненного фильтра не только существенно снижает ресурс двигателя, но и сокращает срок службы форсунок, свечей зажигания, топливных насосов, датчиков и прочих деталей.
Как самому заменить воздушный фильтр?
Перед тем, как приступить к установке воздушного фильтра, необходимо воспользоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля, поскольку требуется приобрести фильтр, аналогичный тому, что установлен на двигателе вашей машины. В случае если у вас нет данной инструкции, вы можете найти информацию в сети или обратиться за помощью к специалисту.
Как правило, поменять воздушный фильтр самому несложно. Данная процедура предельно проста и занимает около двух минут.
Где находится воздушный фильтр?

Место установки данного фильтра зависит от марки автомобиля и типа двигателя.
На двигателях карбюраторного типа в таких автомобилях, как ЗИЛ, а также старых отечественных моделях, он установлен внутри воздухозаборника.

На двигателях инжекторного типа в таких автомобилях (большинство моделей Хендай, Лада Приора, автомобили Мазда, БМВ, Рено, КИА и другие) воздушный фильтр устанавливается внутри пластикового корпуса, от которого отходит гофрированный шланг.

Как часто меняют воздушный фильтр в автомобиле?
Конечно, лучше не дожидаться появления вышеперечисленных симптомов и производить плановую замену воздушного фильтра, так как он по сути является расходным материалом. Лучше всего руководствоваться рекомендациями завода-производителя автомобиля, или же производить замену каждые 10,000 км. пробега автомобиля. Стоит обратить внимание, что многое зависит от степени эксплуатации автомобиля и климатических условий, поэтому для каждого транспортного средства срок может меняться в большую или меньшую сторону. Например, если автомобиль вынужден работать в сильно запыленной местности, срок замены сокращается до 5,000 – 7,000 км. пробега.
Топливный фильтр
Топливный фильтр очищает топливо, которое используется в машине для процесса горения в двигателе. Фильтр предназначен для очистки топлива от различных примесей, которые попадают в него в процессе хранения и транспортировки на бензоколонку. Также топливный фильтр очищает топливную систему от мусора, который может попадать в бензобак. Чтобы найти топливный фильтр, если вы не знаете его расположение, необходимо обследовать от двигателя пол топливной магистрали, которая обязательно приведет вас к фильтру. В некоторых автомобилях топливный фильтр расположен непосредственно на топливной линии. Во многих же современных авто фильтр обычно располагается прямо в бензобаке.
Но знаете ли вы, что не все фильтры обязательно менять при каждом ТО? Правда, все зависит от состояния того или иного фильтра. Поэтому прежде чем принимать решение не менять какой-нибудь фильтрующий элемент, вы должны убедиться, что фильтр по-прежнему исправно выполняет свою функцию. Итак, давайте узнаем, что лучше – менять фильтры или очищать?
Признаки загрязнения воздушного фильтра салона
- Климат-контроль (или кондиционер) в машине неэффективно справляется с поддержанием заданной температуры в салоне машины.
- Вентилятор, подающий воздух в салон, работает громче и быстрее, чем обычно. Это означает, что воздушный фильтр нуждается в замене.
- Загрязненный воздух или плохой запах в салоне, исходящий из вентиляционных отверстий, когда включена подача воздуха в салон. Это также указывает на то, что пришло время менять или очищать салонный фильтр.
Виды воздушных фильтров
Современные защитные элементы представлены четырьмя основными конструктивными решениями:
- цилиндрические;
- кольцевые;
- панельные;
- бескаркасные.
Воздушные фильтры цилиндрического типа устанавливаются в моделях крупногабаритного транспорта (автобусы, сельскохозяйственная техника, автомобили семейства КамАЗ и специальные машины для производства дорожных работ). Главное отличие таких устройств от других видов – повышенная пропускная способность, что очень важно, когда двигатель рассчитан на большой расход топлива. Цилиндрический фильтр прослужит дольше, если обернуть его куском плотной марли, то есть добавить тканевый слой.
Кольцевую разновидность фильтрующего элемента используют в легковых малолитражных автомобилях с карбюраторными двигателями. Такие устройства уступают цилиндрическим и по размерам, и по пропускной способности.
Фильтры панельного типа тоже применяются в легковых автомобилях. Устройства представляют собой прямоугольник с уплотнителями по контуру. Под пластиковой или металлической решеткой расположен очищающий слой из гофрированной бумаги. По сравнению с кольцевыми панельные воздушные фильтры стоят дороже, но служат дольше и отличаются более высокой пропускной способностью.
Бескаркасные элементы тоже состоят из бумажного гофра и уплотнителей (поролоновых или резиновых), однако обходятся без решетки.
Форма детали не имеет решающего значения для эффективности ее применения. Гораздо важнее, какой материал использован для фильтрации поступающего в двигатель воздуха.
На первом месте по распространенности находится картон. Это наиболее доступный и дешевый материал, который отлично справляется с функцией очищения потока от мусора и пыли.
На втором месте по частоте использования в воздушных фильтрах стоят синтетические волокна. По стоимости этот материал дороже картона и немного превосходит его по эффективности. Владелец автомобиля, оснащенного очищающим устройством такого типа, должен тщательно соблюдать сроки замены расходника.
На спортивных автомобилях применяются марлевые фильтры: 5–7 слоев ткани, пропитанной специальным маслом, прекрасно справляются с функцией очищения воздушного потока, гарантируя бесперебойную работу двигателя.
Марлевые элементы системы очищения отличаются более низкими показателями начального сопротивления воздуха. Еще одно преимущества фильтров этого типа – возможность использовать их неоднократно (до 3–4 раз) благодаря специальной обработке маслом.
Покупать или почистить?
Бытует ошибочное мнение от народных умельцев, что фильтр воздуха можно продуть, промыть и поставить обратно. Вода или мощный поток воздуха не вычистит поры бумажного фильтра. Такая сомнительная экономия приводит к нарушению нормальной работы двигателя. Если фильтр засорился, то его нужно поменять.
Не пропитывайте фильтрующий элемент дополнительно маслом – это не улучшит фильтрацию. Масло забьёт поры бумажного полотна и увеличит сопротивление всасыванию воздуха. Смесь в камере сгорания двигателя станет обогащённой, расход топлива увеличится.
Покупая воздушный фильтр для своего автомобиля, изучите упаковку. На коробке производитель качественного фильтра обязан указать штрих-код, марку и модель автомобиля. Оригинальный расходник предпочтительнее, но лицензионная автозапчасть справится не хуже. Выбирая, руководствуйтесь критерием «цена-качество».
Замена фильтрующего элемента
Обычно фильтр не надо долго искать под капотом. Его корпус расположен на верхней плоскости мотора. Замена будет выполнена на примере автомобиля Nissan Micra. Работы по шагам таковы:
- Аккуратно отсоединить воздушный патрубок от корпуса.
- Отверткой убрать фиксаторы крышки.
- Снять крышку.
- Заменить фильтрующий элемент на новый.
- Ввести выступы крышки в отверстия.
- Защелкнуть фиксаторы.
На этом ремонт завершен. Останется только дождаться срока, когда деталь понадобится менять снова. Это 10 000 км для благоприятных условий эксплуатации. При движении по пыльным и проселочным дорогам срок сократится до 2 000 км.

Другие фильтры в автомобиле
Источник изображения
Все системы фильтрации в автомобиле условно разделяют на сам фильтр и фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент — это часть фильтра, в некоторых случаях его можно заменять, то есть меняется не сам фильтр в сборе, а только его фильтрующая часть.
Выше мы рассмотрели основные фильтры, которые есть практически в каждом современном авто, но в некоторых модификациях есть и другие фильтры:
-
В автомобилях с автоматической коробкой переключения передач есть фильтр трансмиссионного масла.
-
При наличии гидравлической подвески в расширительном бачке для масла устанавливается фильтр-сетка с мелкими ячейками.
-
Если установлен ГУР, то есть и фильтр для жидкости гидроусилителя.
-
В автомобилях с ГБО есть фильтры газового оборудования.
Помимо этих фильтров, в конструкции часто устанавливают топливный сепаратор, фильтр сапуна, сажевый фильтр в системе выхлопа, фильтр грубой очистки прямо в бензобаке.
Последствия несвоевременной замены
Если воздушный фильтр не справляется со своей задачей, вы столкнетесь со следующими последствиями:
- засорение чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Масляная взвесь, попадающая в небольшом количестве во впуск через систему вентиляции картерных газов, образует внутри впускного тракта масляную пленку. Грязевые частицы оседают на промасленной поверхности, образуя со временем плотное «одеяло», которое и вносит коррективы в показания расходомера. Как следствие, нарушается лямбда сгораемой топливовоздушной смеси. Автомобиль теряет в динамике, увеличивается расход топлива, дизельный двигатель начинает дымить;

- увеличенный расход топлива. Забитый воздушный фильтр создает дополнительное сопротивление на такте впуска. Как следствие, часть сгораемой топливо — воздушной смеси расходуется на забор свежего воздушного заряда, а не на вращение ведущих колес. Уменьшение КПД двигателя ведет к падению мощности и повышенному расходу топлива;
- повышенный износ цилиндропоршневой группы. Попадающие через грязный фильтр воздуха микрочастицы увеличивают механический износ трущихся пар, провоцируя задиры и увеличенные тепловые зазоры. Как следствие, снижается компрессия, увеличивается расход масла;

- уменьшение срока службы турбонагнетателя. Абразивные частицы приводят к выработке между валом и втулкой, из-за чего турбина начинает «кидать» масло во впуск и издавать посторонние звуки при повышении оборотов;
- ускоренное старение моторного масла. Пыль оседает во впускном тракте и на стенках цилиндров, откуда она смывается маслом в поддон. Насыщение масла грязевыми частицами негативно влияет на его смазывающую способность, что уменьшает ресурс двигателя;
- повышенный износ оси вращения заслонок изменяемой геометрии. Как и в предыдущих случаях, пыль выступает в роли абразива, который приводит к повышенному износу оси вращения заслонок и ее посадочного места во впускном коллекторе. Особенно опасно такое явление на дизельных двигателях, на которых впускной тракт засоряется еще и частицами сажи. В случае самого негативного сценария ось заслонок обламывается, после чего отколовшиеся детали попадают в камеру сгорания.

Чем чаще, тем лучше?
Мы рекомендуем совмещать замену фильтрующего элемента для воздуха с заменой моторного масла. А вот выбор интервала замены масла во многом зависит от условий эксплуатации автомобиля и выбранного производителя смазывающего материала. Для определения сроков замены на пробегах 5000, 7000 и 10000 км проведите капельную пробу масла. Этот простой, но эффективный способ позволяет оценить скорость старения масла в конкретных режимах эксплуатации двигателя. Так вы будете отчетливо понимать, на каком пробеге следует делать межсервисное ТО.
Также в выборе интервалов замены воздушного фильтра авто вы можете ориентироваться на моточасы. Они рассчитываются по формуле M=P/S (где P – преодоленное расстояние, S – средняя скорость автомобиля) и показывают фактическое время наработки двигателя. К примеру, за 300 моточасов со средней скоростью 30 км/час (городской режим) автомобиль преодолеет 9000 км, тогда как в загородном режиме и средней скорости в 60 км/час за те же 300 моточасов авто проедет 18000 км.
Рекомендованный интервал регулярного ТО 250-350 моточасов (зависит от типа моторного масла). Если автомобиль эксплуатируется преимущественно по пыльным дорогам, чистый воздушный фильтр следует устанавливать каждые 250 моточасов.
Видео:Сроки смены воздушного фильтра
Классификация
Рассматривая, как часто меняют воздушный фильтр двигателя в машине, следует сказать, что существует несколько классификаций этих деталей. Чтобы правильно выбрать ту или иную разновидность, нужно выбрать подходящий для конкретного автомобиля вариант.

Фильтры разнятся по форме. Они могут быть плоские, квадратные, круглые и т. д. По способу выполнения фильтрации выделяются прямоточные, инерционно-масляные, а также циклонные. В зависимости от условий эксплуатации могут быть тяжелые или обычные очистители. Также фильтры разнятся по уровню своих сдерживающих возможностей. Они бывают одно- или многоступенчатыми.
Такое многообразие объясняется постоянными разработками технологов в области продления эксплуатационных характеристик автомобиля. Постоянно появляются новые взгляды на проблему обеспечения качественной очистки воздуха. Но старые модели автомобилей работают с теми версиями фильтров, которые были разработаны производителем в период выпуска транспортного средства.
Как правильно заменить воздушный фильтр
Перед тем как поменять фильтр, необходимо помнить о том, что каждый производитель располагает его по-разному. Соответственно, последовательность действий при монтаже нового элемента отличается с учетом расположения агрегатов внутри подкапотного пространства. Но есть ряд общих действий, которые совершают все владельцы без исключения.
- Открываем капот.
- Находим короб, внутри которого расположен воздушный фильтр. Если он спрятан, примерно понять его место расположения можно будет по большому пластиковому (реже – резиновому) патрубку.
- Снимаем крышку короба. На современных автомобилях она зафиксирована с помощью двух-трех защелок.
- Вынимаем старый фильтр и проверяем его состояние.

На старом экземпляре очистные элементы содержат в своей структуре пыль, твердые частицы грязи, иногда – подсушенных насекомых. Понять, что старый экземпляр больше нельзя эксплуатировать, достаточно просто – хватит одного лишь взгляда на соты.
Сняв старый фильтр, не торопитесь сразу же устанавливать новый. Также нужно очистить стенки короба и патрубки, ведущие к нему, от скопившейся пыли и грязи. Это можно сделать с помощью сухой тряпки. Далее проходимся по поверхности слегка влажной тряпочкой, потом снова сухой. Только после этого вы должны поставить новый экземпляр и выполнить сборку в последовательности, обратной указанной выше.
Как понять, что нужна замена
Некоторые водители предпочитают устанавливать новые фильтры с учетом определенной закономерности. С другой стороны, если своевременно выполнять замену каждые 10 тысяч километров – элементы двигателя «проживут» значительно дольше. Первыми тревожными звоночками, указывающими на необходимость установки нового экземпляра воздухоочистителя, являются следующие.
- Повышение расхода топлива без явных технических причин (в среднем на 15-20 процентов).
- Существенное уменьшение производительности силового агрегата.
- Повышение концентрации углекислого газа в выхлопной системе.
Последний признак диагностируют только на территории сервисного центра, используя соответствующий электронный анализатор. Главным фактором, судя по которому придется заменить автомобильный фильтр, является сильное засорение пакета сот.

Какие признаки говорят о необходимости замены воздушного фильтра?
Воздушный фильтр в конструкции моторного узла автомобиля является преградой на пути воздуха, и двигатель должен с силой его засасывать. Грязный же фильтр снижает объем воздушного потока в 2-3 раза, в зависимости от степени загрязнения, что заставляет двигатель тратить еще больше энергии на преодоление сопротивления фильтра. Это приводит к появлению симптомов, которые свидетельствуют о необходимости замены фильтра:
- снижение мощности работы двигателя
- существенное увеличение расхода топлива
- нестабильный запуск
- пропадает тяга
- увеличивается детонация
- при длительной эксплуатации забитого фильтра могут выйти из строя свечи зажигания, появиться сообщение Check Engine
Периодичность замены фильтров
Рекомендуется менять этот элемент согласно техническому регламенту (по паспорту ТС). Каждый производитель в техническом руководстве обязательно прописывает период замены топливного, масляного и воздушного фильтров.
Усредненный пробег для замены фильтрующего элемента – 10 000 км, однако важно помнить, что условия эксплуатации транспортных средств при этом должны быть стандартными (езда в городе, по асфальтированным трассам, в регионах со средним содержанием пыли в воздухе).
Возможно ли очистить воздушный фильтр?
Когда пропускная способность фильтра снижена, он становится подвержен более высоким физическим нагрузкам, вследствие чего может произойти его деформация. Дорожная пыль начнет проникать в двигатель, сокращая срок его эксплуатации.
Фильтрующий элемент имеет свой срок службы. Выбить или очистить его невозможно. Хотя визуально, промытый фильтр может показаться чистым, мельчайшие частицы пыли, невидимые глазу, сохраняются внутри фильтрующего материала.
Поэтому рекомендуется регулярная замена воздушного фильтра.
Для замены устройства вы можете обратиться к официальному дилеру либо произвести данную процедуру самостоятельно. Стоимость нового фильтроэлемента относительно низкая, поэтому регулярное обновление доступно всем.
Признаки засора
Первым делом можно провести визуальный осмотр. Если фильтрующий элемент покрыт маслом и грязью, его пора утилизировать.
Воздушные фильтры
Старый и новый воздушные фильтры
С засоренным фильтром внутрь камеры сгорания часто поступает слишком много топлива. Смесь становится богатой. Вот основные симптомы того, что фильтрующий элемент отработал свое время:
- Вырос расход горючего. Двигатель начинает забирать из бака гораздо больше бензина или солярки, чем указано в нормативах.
- Слышны хлопки в системе выпуска отработанных газов. Труба периодически «стреляет». Или дым выходит с перебоями.
- Мотор работает рывками. Обороты начинают скакать то вверх, то вниз. Силовой агрегат «захлебывается», если резко нажать на газ.
- Сложно завести двигатель. Стартер крутит, но ничего не происходит. На этом этапе начинаются пропуски зажигания.
- Часто срабатывает вентилятор охлаждения. Стрелка термометра ползет вверх при незначительных нагрузках.
Есть один характерный признак. В сухую погоду с мотором все хорошо. Как только на улице начинается дождь или появляется утренний туман, качество работы двигателя падает. Влага забивает и без того загрязненный фильтр, количество поступающего воздуха фатально снижается.
Что сокращает срок службы фильтра?
Производители автомобилей и расходников к ним применяют разнообразные способы очистки воздуха, используя при этом разные материалы, особые конструкции фильтров, технологии их работы. Но существуют факторы, которые независимо от конструкции съемных фильтров снижают срок их эксплуатации:
- использование автомобиля в сельской, запыленной местности, в частых поездках по проселочным дорогам;
- плохие дорожные условия – большое количество ям, необорудованная обочина, разрушение дорожного полотна;
- поездки в пробках, по песку или при сильном смоге;
- ночные поездки в весенне-летний период (из-за насекомых);
- поездки в условиях, когда в воздухе содержится много строительной или дорожной пыли.
Чем выше расход топлива, тем больше воздуха требуется для работы ДВС. Поэтому ресурс фильтра снижается пропорционально не только пробегу, но и потраченному топливу.
Способы продлить срок службы фильтрующих элементов:
- покупать качественные комплектующие;
- регулярно проверять герметичность корпуса фильтра;
- правильно устанавливать фильтрующий элемент, чтобы не было подсоса воздуха;
- внимательно проверять новые элементы перед установкой на наличие разрывов, трещин и брака.
Производители фильтров указывают «среднюю эффективность очистки», например, 99,6%. Это означает, что в процессе эксплуатации степень очистки будет меняться. У нового фильтра работает вся поверхность, в то время как у загрязненного – лишь часть. Даже если допустить, что фильтр очищает воздух на 99%, из каждых 1000 г пыли в воздухе он пропустит 10 г вредного для двигателя мусора. При эффективности очистки 99,96% в двигатель попадет лишь 0,4 г мусора. Даже 1% играет свою роль.
Факторы потери эффективности
Даже новый воздушный фильтр не в силах убрать все твердые частицы. Эффективность с завода составляет примерно 99,6 %. Что это значит? Следует разобрать пример. Автомобиль проехал 100 км по бездорожью. За это время в систему попало 180 м³ воздуха с содержанием пыли 20 мг/м³. Общий объем абразивных взвесей: 180×20=3600 мг = 3,6 г.
Это вес среднего обручального кольца, сделанного из золота. Теперь узнаем, сколько пыли остается после фильтрации: 3,6-99,6%=0,0144 г.
Такой объем загрязнений невозможно даже разглядеть. Но если машина проехала не 100 км, а 10 000? Тогда количество грязи не такое уж маленькое: 0,0144×100=1,44 г.
В цилиндры и другие системы двигателя за время эксплуатации полностью исправного фильтра попадает пыль весом, сравнимым с половиной золотого кольца.
Грязный корпус воздушного фильтра
Мусор и грязь в корпусе воздушного фильтра
Есть факторы, сокращающие срок «жизни» расходника:
- Движение по проселочным дорогам. Оффроуд не сулит фильтру ничего хорошего. Сетка забивается моментально.
- Ночные поездки в теплое время года. В «воздухан» залетают мелкие насекомые, особенно ночью при свете фар.
- Неблагоприятная экологическая обстановка. В крупных мегаполисах автомобильные выхлопы сильно загрязняют воздух.
Многие помнят жаркий 2010 год. В средней полосе полыхали лесные пожары. От смога было нечем дышать. Зато владельцы автосервисов получили много новых клиентов. В техцентр приезжали автомобилисты с «проблемой в двигателе». Механики просто меняли забитые сажей фильтры. Машины сразу «оживали».
Как сменить воздушный фильтр: пошаговая инструкция
- Вначале необходимо включить ручной тормоз и выключить двигатель. Если у вас механическая трансмиссия, включите первую передачу. Если в ваш автомобиль оснащен автоматической трансмиссией, поставьте машину в режим «parking».
- Затем следует открыть капот и зафиксировать его крышку при помощи рычага.
- На некоторых моделях автомобилей к корпусу фильтра подключен шланг вакуумного усиления тормозов. Его следует аккуратно отсоединить.
- Далее необходимо снять крышку воздушного фильтра, как правило, она находится на верхней части двигателя. Крышка чаще всего закреплена при помощи четырех или пяти винтов. Поэтому вам потребуется обычная крестовая отвертка либо торцевой гаечный ключ. В некоторых моделях автомобилей, вместо винтов применяются клипсы или барашковые гайки.

- Далее необходимо извлечь старый фильтроэлемент.
- Прежде чем ставить новый воздушный фильтр, необходимо при помощи влажной тряпки удалить из корпуса накопившуюся там пыль и грязь.
- Далее следует поставить в корпус новый воздушный фильтр, как это изображено на рисунке. Необходимо расположить его широкой частью вверх и плотно прижать, чтобы между корпусом и фильтрующим элементом не было зазора.

- Затем нужно аккуратно прижать фильтр верхней крышкой и зафиксировать ее при помощи винтов, гаек или клипс.

Рекомендации
- Стоит помнить, что если эксплуатация авто производилась недавно, некоторые узлы, расположенные под капотом, могут быть горячими.
- При каждой замене воздушного фильтра необходимо осматривать гофрированный шланг, который соединяет дроссель с корпусом фильтра на предмет трещин, разрывов и щелей. Если в шланге имеется трещина, то пыль попадает в двигатель автомобиля.
- После нескольких поездок, рекомендуется проверить фильтрующий элемент на уровень загрязнения. Если пыль скапливается на резиновом ободе, то фильтроэлемент был установлен недостаточно плотно.
- На дизельных двигателях корпус фильтра оснащается специальным датчиком засорения, упрощающим отслеживание уровня пыли. После каждой замены фильтроэлемента, ручку датчика необходимо повернуть по направлению стрелки. Замену рекомендуется проводить, когда стрелка доходит до половины шкалы.
Воздушные фильтры «ДИФА» — высокое качество по выгодным ценам
Когда вы проводите замену воздушного фильтра, стоит обращать внимание на производителя данного устройства. Приобретая качественные фильтрующие элементы, вы защищаете двигатель автомобиля от преждевременного износа.
ООО «ДИФА-АВК» занимается поставкой фильтров для легковых и грузовых автомобилей уже более пяти лет и является официальным дистрибьютором известной белорусской . Данные фильтрующие устройства пользуются большой популярностью в России и странах СНГ. Благодаря использованию современных технологий, воздушные фильтры «ДИФА» способны устранять до 99% загрязнений, обеспечивая надежную защиту двигателя. Данные устройства имеют сертификат качества ISO/TS16949.
Временной интервал замены
Производители уже позаботились об этом. В паспорте каждого ТС — транспортного средства, расписан регламент замены расходников. Обычно эта информация содержится в сервисной книжке.
Срок замены зависит от пробега. Средний показатель — 10 тысяч км. Инженеры «Фольксвагена» называют такую периодичность:
| Замена фильтра, модели авто | Пробег, км |
| Passat | 60 000 |
| Sharan | 90 000 |
Для каждой модели установлены свои сроки. Поэтому лучше обратиться к технической документации собственной машины. Проектировщики оценивают временные промежутки для идеальных условий: асфальтированная дорога, город, низкое содержание абразивных частиц в воздухе.
На деле движение по российским трассам куда экстремальнее. Поэтому сроки целесообразно делить на 2. Тем более, что цена деталей невысока. За основу лучше взять все те же 10 000 км.
- https://HyperAuto.ru/articles/poleznaya-informaciya/vozdushnyy-filtr-respirator-dvigatelya/
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/dlya-chego-nuzhen-vozdushij-filtr/
- https://dzen.ru/a/X883Ra2q_QsQ68YK
- https://difa-avk.ru/statyi/kak-zamenit-vozdushnyy-filtr/
- https://ixora-auto.ru/Info/new_vozdushnyjj_filtr_v_avtomobile_rasskazyvaem_o_proverke_sostoyaniya_i_sroka_zameny
- https://1gai.ru/baza-znaniy/520618-kakie-filtry-v-mashine-mozhno-chasto-ne-menyat.html
- https://toyota-chr2.ru/proizvoditeli-i-marki/zamena-vozdushnogo-filtra.html
- https://mashinapro.ru/2003-kak-chasto-sleduet-menyat-vozdushnyy-filtr-dvigatelya.html
- https://www.kolesa-darom.ru/articles/avtomobilnye-filtry-ikh-vidy-i-reglament-zameny/
- https://topmekhanik.ru/kogda-nuzhno-menyat-vozdushnyj-filtr-dvigatelya-mashiny/
- https://nahybride.ru/dvigatel/kak-chasto-menyat-vozdushnyj-filtr



