Как проверить стартер, реле на работоспособность

Основные причины неисправности стартера

Основные причины поломки стартера могут находиться в контактах, АКБ, тяговом реле и непосредственно в самом устройстве.

Также может выйти из строя замок зажигания, реле стартера и конечно же предохранитель.

Если тяговое реле срабатывает, но якорь стартера не крутит, то причины этого могут лежать в:

  1. Разрядки АКБ-емкости батареи хватает только на срабатывание реле, а на прокрутку якоря нет.
  2. Наличие окалины на коллекторе якоря или его подгорание.
  3. Недостаточная затяжка проводов болтами на тяговом реле стартера, что в некоторых случаях может привести к искрению контактов.
  4. Обрыв обмотки якоря и статора.
  5. Замыкание в коллекторе между пластинами.
  6. Замыкание плюсовых контактов стартера на массу, к примеру, щеткодержателя, или межвитковое замыкание в якоре и статоре, между собой или на массу.
  7. Наличие окиси на контактах проводов и клеммах АКБ, что не обеспечивает стабильную передачу тока к стартеру.
  8. Износ щеток или их западине в гнездах.
  9. Плавление обмотки в результате перегрева стартера и как следствие, ее замыкание.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Реле не срабатывает и якорь не вращается, причины:

  1. Смотрите п. 1-9 выше;
  2. Обрыв проводов или замыкание втягивающей, или удерживающих обмоток тягового реле между собой и на массу;
  3. Заедание штока тягового реле.
  4. Поломка в контактной части реле.

Если ничего не происходит при запуске двигателя:

  1. Перегорел предохранитель. Смотрите электрическую схему и замените последний.
  2. Неисправен замок зажигания.
  3. Вышло из строя реле стартера.
  4. Смотрите вышеперечисленные неисправности, замыкания могут произойти, как в реле, так и в самом устройстве.

Устройство тягового реле стартера

Как проверить стартер люминесцентной лампы тестером

Контроль люминесцентной лампы обычно состоит в проверке функциональности стартеров и дросселей. После снятия лампы из корпуса светильника, их проверяют на отсутствие почернений на концах колб. Если такие дефекты имеются, то в схеме осветительного элемента существует неисправность и требуется проведения ремонта. В противном случае лампочка долго не проработает.

Проверка ЛДС

Если лампа ЛДС в светильнике не работает, то, прежде всего, проверяют функциональность стартера. Согласно практическим наблюдениям, эта узловая деталь светильника больше всего подвержена нагрузкам, как механическим, так и высокотемпературным, что выводит ее из строя.

До того как приступить к разборке стартерного корпуса, нужно сделать внешний осмотр конденсатора и лампы дневного света. При осмотре конденсатор должен иметь нормальную внешнюю форму, без вздутий, которые являются следствием скачков большого сетевого напряжения, а колба не должна иметь почернений на стеклянной поверхности.

Для проверки конденсатора используют мультиметр, который устанавливают в режим сопротивления с самым большим пределом измерения. Во время выполнения тестирования, щупы устанавливаются между выводами конденсатора, замеренное показание сопротивления должно стремиться к бесконечности.

Если в ходе выполнения измерении на шкале прибора пользователь обнаружит сопротивление меньшее 2 МОм, то этот результат говорит о том, то на конденсаторе присутствует недопустимый ток утечки. Это приводит к отказу стартера светильников, поэтому его требуется заменить.

Целостность спиралей-электродов

Причиной неработающей лампы бывает не только стартер, но и внутренние спирали, которые хоть и реже, но все же могут перегорать. Проверку их работоспособности удобно проводить мультиметром, который выставляется в режим омметра. Щупы при этом подключаются к паре выводов на одном конце колбы.

Целостность спиралей

Если в ходе проверки пользователь увидит на дисплее мультиметра показание сопротивления примерно 10 Ом, то внутренние спирали целые и лампа должна работать.

Если прибор «молчит», а на экране сопротивление достигло показания бесконечности, то в лампе присутствует обрыв спирали. При таком сбое лампа функционировать не станет и потребуется ее замена на работоспособную.

Как проверять автомобильный стартер

Как проверять автомобильный стартер
Проверка автостартера начинается с осмотра бендикса на повреждения, проверяется якорь и цельность обмоток. Если визуальный осмотр не выявил повреждений, используют аккумулятор и мультимерт. АКБ проверяют работу реле, бендикса, мультиметром диагностируют работоспособность щеток, щеткодержателей и обмотки.

Поскольку конструктивно стартер – сложный узел, полную диагностику проводят по шагам:

  • проверяют стартерный мотор;
  • реле;
  • шестерни и бендикс;
  • щетки;
  • обмотка реле;
  • якорь;
  • стартерная обмотка.

В большинстве вариантов ремонт стартера проводят на СТО, поскольку не многим водителям по силам провести полноценную замену отработанной детали или ее ремонт. Но проверить работоспособность узла может каждый автомобилист.

Проверка на работоспособность

Рекомендуется перед диагностикой стартера проверять емкость аккумулятора и чистоту клемм соединения. Прежде чем проводить осмотр комплектующих, необходимо проверить узел на работоспособность, будет ли автостартер выдавать шестерню и раскручивать ее. Проверяют общее состояние агрегата с использованием аккумуляторной батареи.

Необходимо «минус» кинуть на массу, плюсовой провод поставить на агрегат. Рабочий узел произведет вращение шестерни и вывод бендикса.

Реле

Элемент служит для быстрого соединения шестеренки обгонной муфты (бендикса) и маховика. Монтируется на корпусе. Если элемент не выдает шестерню, нет выноса, то автостартер работает вхолостую.

Для проверки автостартер демонтируется с авто, к реле подают плюсовой вынос от АКБ, минус кидается на корпус. Если узел рабочий, произойдет выход шестерни, если выхода нет, причина – в неисправных (перегоревших) контактах устройства, остановившемся якоре или сгоревшей, реже оборванной обмотке.

Щетки

Главная задача щеток и щеткодержателей – передавать напряжение на пластины якорного коллектора. Во время рабочего стартерного цикла щетки повышают мощность электродвигателя.

Проверка щеток проводится двумя способами:

  • лампой на 12 В;
  • тестером.

Проверка низкомощностной лампой – распространенный способ диагностики, которым пользуются водители с середины прошлого века. Потребуется первый вывод лампы установить на щеткодержатель, второй подвести к корпусу. При смыкании контактов происходит загорание лампы – в защите есть пробой, щетки необходимо поменять.

Диагностика с использованием мультиметра проводится на разобранном агрегате. Устанавливается замыкание на массу. Рабочие щетки не дают импульс замыкания.

После разборки узла щеток необходимо осматривать коллектор, ось, состояние обмотки, втулки.

Если выработаны втулки, происходит посадка тока, при повреждении происходит перекос центральной оси или якоря, частичная отработка щеток – есть вероятность, что произойдет замыкание в обмотке между слоями. Подгоревший коллектор быстро изнашивает щетки.

Диагностика бендикса

Диагностика бендикса
Обгонная муфта или бендикс передает крутящий момент от стартера к мотору и одновременно защищает узел от высоких оборотов. Диагностика бендикса проводится при разобранном автостартере, корпус зажимается и проворачивается влево-вправо. Рабочая муфта крутится только в одном направлении – при попытке повернуть против часовой стрелки бендикс стопорится.

Если выработаны зубья, узел не берет зацеп, и автостартер крутится вхолостую. Если изломаны шестерни, это видно сразу, если произошло залегание деталей, необходимо провести разборку узла, почистить редуктор.

Обмотка

Проверяют витки на пробой контрольной лампой, на 100 В, тестером. Аналогично с диагностикой щеток, необходимо подсоединить лампу между статорным корпусом и обмоткой.

Первый конец устанавливается на корпус, второй прикладывается к первому выводу обмотки, затем ко второму. При нарушении токопровода лампа включается.

Если используется мультиметр, необходимо поставить тестер в режим омметра и проконтролировать сопротивление. Рабочая обмотка, которая не дает потерю тока, имеет параметр 10 кОм.

Якорь

Как понятно из названия детали, якорь ? это ось или вращающийся ротор, изготовленный из специальной легированной стали. Якорь вращается на подшипниках и служит основой для установки обмотки, коллекторных пластин, привода.

Якоря называют сердцем стартера, в процессе работы детали выполняют несколько функций:

  1. Создают магнитное поле, при соединении с магнитным полем обмотки возбуждения (статора) дает вращение оси.
  2. Передают крутящий момент на коленвал.

Проверка работоспособности якоря проводится подачей 12 В с АКБ напрямую, мимо реле. Если деталь начинает вращаться, она исправна. Если движения не возникло, поломана или ось, или щетки. Узел разбирают и проверяют омметром или тестером.
Поскольку якорь – достаточно сложный узел, поломка может быть связана с окислением коллекторных выводов. Контакты осматривают, зачищают, запаивают.

Читать:  Замена и выбор подшипника передней ступицы Киа Рио 3, 2 и 1

Замыкание в витках обмотки приводит к остановке механизма. Проверяют поломку ППЯ (приборы проверки якорей генераторов). Увидеть прогар после замыкания можно, если тщательно осмотреть деталь. На оси будет мелкая стружка, забитая в ламелях коллектора, или видны сгоревшие ламели.

Проверка автомобильного стартера – кропотливая работа, но каждый водитель должен иметь навык диагностики, чтобы быстро понять причины, почему авто не заводится, и уметь их устранять.

Видео о проверке автомобильного стартера:

Описание процедуры проверки автомобильного стартера: причины поломки стартера, методы проверки, важные нюансы процесса. Фото и видео.

Как проверить автомобильный стартер?

Конструкция автомобильного стартера считается консервативной и надежной, поэтому не ломается моментально – износ узлов агрегата происходит постепенно. Если не игнорировать первые признаки некорректной работы стартера, можно диагностировать поломку отдельных частей узла на ранней стадии и быстро ее устранить. Если заводить автомобиль становится все сложнее, придется проверять все комплектующие и устранять поломки.

Почему автостартер не работает

Автостартер относится к электромеханическим устройствам, поэтому потерять ресурс могут и механические комплекты, и электросхемы.

Признаки, по которым определяют поломку механики:

коленвал не проворачивается при вращении оси, хотя стартер крутит;
вращение с усилием, слышен нехарактерный звук во время работы;
двигатель раскручивается медленно, но без шума.

Самые распространенные причины поломок механических деталей узла:

1. Ослабление крепежей агрегата.
2. Отработка, разрыв втулок подшипников на якорном валу.
3. Поломка зубьев (бендикс, маховик, редуктор).
4. Окисление клеммы «Плюс» на АКБ.
5. Износ шестерен бендикса, заклинивание детали.

Признаки неисправных электрических узлов стартера:
при повороте ключа нет сработки;
продолжает работать при заведенном моторе;
прогретый мотор теряет мощность.

Если наблюдаются перечисленные признаки, проверяют электроузлы системы и места соединения контактов, среди причин:
1. Разряженная АКБ.
2. Закисание контактной релейной клеммы.
3. Замыкание в полосах якорной и стартерной обмотки.
4. Прогар коллектора.
5. Износ реле, щеток, щеткодержателей.

Как проверять автомобильный стартер

Проверка автостартера начинается с осмотра бендикса на повреждения, проверяется якорь и цельность обмоток. Если визуальный осмотр не выявил повреждений, используют аккумулятор и мультимерт. АКБ проверяют работу реле, бендикса, мультиметром диагностируют работоспособность щеток, щеткодержателей и обмотки.

Поскольку конструктивно стартер – сложный узел, полную диагностику проводят по шагам:
проверяют стартерный мотор;
реле;
шестерни и бендикс;
щетки;
обмотка реле;
якорь;
стартерная обмотка.

В большинстве вариантов ремонт стартера проводят на СТО, поскольку не многим водителям по силам провести полноценную замену отработанной детали или ее ремонт. Но проверить работоспособность узла может каждый автомобилист.

Проверка на работоспособность

Рекомендуется перед диагностикой стартера проверять емкость аккумулятора и чистоту клемм соединения. Прежде чем проводить осмотр комплектующих, необходимо проверить узел на работоспособность, будет ли автостартер выдавать шестерню и раскручивать ее. Проверяют общее состояние агрегата с использованием аккумуляторной батареи.
Необходимо «минус» кинуть на массу, плюсовой провод поставить на агрегат. Рабочий узел произведет вращение шестерни и вывод бендикса.

Реле

Элемент служит для быстрого соединения шестеренки обгонной муфты (бендикса) и маховика. Монтируется на корпусе. Если элемент не выдает шестерню, нет выноса, то автостартер работает вхолостую.

Для проверки автостартер демонтируется с авто, к реле подают плюсовой вынос от АКБ, минус кидается на корпус. Если узел рабочий, произойдет выход шестерни, если выхода нет, причина – в неисправных (перегоревших) контактах устройства, остановившемся якоре или сгоревшей, реже оборванной обмотке.

Щетки

Главная задача щеток и щеткодержателей – передавать напряжение на пластины якорного коллектора. Во время рабочего стартерного цикла щетки повышают мощность электродвигателя.
Проверка щеток проводится двумя способами:
лампой на 12 В;
тестером.

Проверка низкомощностной лампой – распространенный способ диагностики, которым пользуются водители с середины прошлого века. Потребуется первый вывод лампы установить на щеткодержатель, второй подвести к корпусу. При смыкании контактов происходит загорание лампы – в защите есть пробой, щетки необходимо поменять.

Диагностика с использованием мультиметра проводится на разобранном агрегате. Устанавливается замыкание на массу. Рабочие щетки не дают импульс замыкания.

После разборки узла щеток необходимо осматривать коллектор, ось, состояние обмотки, втулки.

Если выработаны втулки, происходит посадка тока, при повреждении происходит перекос центральной оси или якоря, частичная отработка щеток – есть вероятность, что произойдет замыкание в обмотке между слоями. Подгоревший коллектор быстро изнашивает щетки.

Диагностика бендикса

Обгонная муфта или бендикс передает крутящий момент от стартера к мотору и одновременно защищает узел от высоких оборотов. Диагностика бендикса проводится при разобранном автостартере, корпус зажимается и проворачивается влево-вправо. Рабочая муфта крутится только в одном направлении – при попытке повернуть против часовой стрелки бендикс стопорится.

Если выработаны зубья, узел не берет зацеп, и автостартер крутится вхолостую. Если изломаны шестерни, это видно сразу, если произошло залегание деталей, необходимо провести разборку узла, почистить редуктор.

Обмотка

Проверяют витки на пробой контрольной лампой, на 100 В, тестером. Аналогично с диагностикой щеток, необходимо подсоединить лампу между статорным корпусом и обмоткой.

Первый конец устанавливается на корпус, второй прикладывается к первому выводу обмотки, затем ко второму. При нарушении токопровода лампа включается.

Если используется мультиметр, необходимо поставить тестер в режим омметра и проконтролировать сопротивление. Рабочая обмотка, которая не дает потерю тока, имеет параметр 10 кОм.

Якорь

Как понятно из названия детали, якорь ? это ось или вращающийся ротор, изготовленный из специальной легированной стали. Якорь вращается на подшипниках и служит основой для установки обмотки, коллекторных пластин, привода.

Якоря называют сердцем стартера, в процессе работы детали выполняют несколько функций:
1. Создают магнитное поле, при соединении с магнитным полем обмотки возбуждения (статора) дает вращение оси.
2. Передают крутящий момент на коленвал.

Проверка работоспособности якоря проводится подачей 12 В с АКБ напрямую, мимо реле. Если деталь начинает вращаться, она исправна. Если движения не возникло, поломана или ось, или щетки. Узел разбирают и проверяют омметром или тестером.

Поскольку якорь – достаточно сложный узел, поломка может быть связана с окислением коллекторных выводов. Контакты осматривают, зачищают, запаивают.

Замыкание в витках обмотки приводит к остановке механизма. Проверяют поломку ППЯ (приборы проверки якорей генераторов). Увидеть прогар после замыкания можно, если тщательно осмотреть деталь. На оси будет мелкая стружка, забитая в ламелях коллектора, или видны сгоревшие ламели.

Проверка автомобильного стартера – кропотливая работа, но каждый водитель должен иметь навык диагностики, чтобы быстро понять причины, почему авто не заводится, и уметь их устранять.

Коротко принцип работы и устройство стартера

Якорь – это сердечник стартера, на котором монтируются обмотка (ротор) и коллектор.

При поступлении тока на контакт 50 (смотрите схему ниже) включается магнит, который тянет шток на себя к задней части тягового реле к контакту 30.

При этом через рычаг вилка с бендексом перемещается вперед для сцепления с маховиком.

В тот момент, когда шток достегает задней стенки реле, контактным диском, который расположен на штоке, замыкается контакт 30 (подключается напрямую от АКБ) с еще одним, который идет непосредственно к стартеру.

Электрическая схема стартера

Как только контакты замкнулись, на обмотку, через щеточный узел и коллектор, поступает ток и якорь начинает вращаться.

Вращательный момент, от бендекса через маховик, передается на коленчатый вал двигателя в результате происходит запуск последнего.

Как только на электромагнит прекращается подача напряжения (ключ зажигания повернут обратно), шток под действием пружины перемещается в исходное положение, тем самым размыкая контакты 30 и идущий к якорю. Таким образом последний прекращает работу.

Читать:  Замена задних и передних стоек амортизатора Хендай Акцент ТагАЗ: инструкция

Чтобы было понятней, устройство стартера можно посмотреть ниже.

Устройство стартера

Проверка стартера с помощью аккумулятора

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.

В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.

Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Как проверить Бендикс

Как проверить стартер, реле на работоспособность

После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.

Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.

Как проверить Втягивающее реле

Как проверить стартер, реле на работоспособность

При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.

Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.

Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.

При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.

Как проверить Якорь и Щётки

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.

При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.

Первый этап

  1. Подключаем один конец силового провода к минусовой клемме аккумулятора, второй к корпусу стартера.
  2. Конец второго кабеля «кидаем» на плюс АКБ и управляющий контакт включения втягивающего реле
  3. Одновременно с этим отверткой упираемся в шестерню бендикса, чтобы почувствовать с какой силой он «вылетает».

Таким способом можем определить, с каким усилием «выскакивает» он. Другими словами, определить работоспособность всех обмоток втягивающего реле.

Проверка механизма управления бендиксом и обмоток втягивающего реле снятого стартера

Неисправности

  1. В случае если смогли отверткой удержать шестерню от вылита или во время подачи напряжения можете отодвинуть эту шестеренку в ее начальное положение, значит, неисправна удерживающая обмотка реле.
  2. Дефект механизма управления бендиксом.

Проверка втягивающего реле

Так как заниматься диагностикой стартера неудобно под капотом, его демонтируем. Найти втягивающее просто – оно меньше по размерам, чем электродвигатель. На нем нет бендикса, к нему подключаются основные провода.

На его торцевой крышке есть три контакта. Два из них на снятом агрегате свободные, к ним не подключено ничего. К третьему подключен вывод на электрический двигатель. Он обычно толстый, в изоляции, прикручен к этому выводу, а второй конец его «уходит» в корпус электродвигателя.

Основные разъемы и контакты втягивающего реле стартераОсновные разъемы и контакты втягивающего реле стартера

Для экспресс проверки втягивающего, нужно плюсовым проводом от аккумулятора прикоснуться к контакту реле меньшего диаметра. В автомобиле к нему подключается провод от замка зажигания. Во время поворота ключа в положение «Старт», через него подается напряжение на втягивающую обмотку. В ней образуется электромагнитное поле. Оно «втягивает» сердечник, к которому присоединена управляющая планка бендикса.

«Минусом» касаемся корпуса стартера. Желательно прикасаться к «ушам» корпуса, которыми он прикручивается к автомобилю.

В это время должно сработать втягивающая обмотка, бендикс должен «вылететь». В некоторых случаях может начать работать электродвигатель – это нормально. Потому что, провод из втягивающей обмотки соединен через силовой кабель, который идет от третьего контакта, с электродвигателем. Через щеточный аппарат якоря он образует «массу», то есть, соединяется с минусовым проводом аккумулятора.

Бендикс в рабочем положении — втягивающее реле исправноБендикс в рабочем положении — втягивающее реле исправно

Поэтому, при замыкании управляющего контакта втягивающего реле и соединении корпуса стартера с минусовым проводом АКБ, образуется электрическая цепь. Через нее ток течет через обмотку реле обмотки якоря электродвигателя, запуская его.

Если все исправно, то бендикс должен «вылететь». Рекомендуется отверткой проверить силу вылета. В рабочем положении надавить на шестерню бендикса, она не должна вернуться в исходную позицию пока есть напряжение на клеммах втягивающего реле.

Оставляем провода на месте в подключенном состоянии. Отверткой замыкаем управляющую клемму, к которой подключен «плюс» от АКБ с силовым болтом (вторым контактом реле).

При замыкании управляющего контакта и силового болта, бендикс должен «вылететь» и электродвигатель стартера крутитьсяПри замыкании управляющего контакта и силового болта, бендикс должен «вылететь» и электродвигатель стартера крутиться

Если бендикс «вылетел», а двигатель стартера стал крутиться с большими оборотами – все в порядке.

Признаки неисправностей

Бендикс не «вылетает»:

  • Обрыв во втягивающей обмотке.
  • Плохой контакт силового кабеля и болтового соединения на выходе из втягивающего реле к электродвигателю.
  • Нет «массы» на корпусе электрического двигателя стартера.

Бендикс «вылетел», но его легко можно задвинуть обратно отверткой

Эта неисправность проявляется по-разному:

  • Он «выскочив», тут же обратно возвращается в исходное положение.
  • Постоянно дергается, пока подается напряжение на управляющую клемму реле.
  • Остается в «выдвинутом» положении, но его с легкостью можно задвинуть внутрь отверткой.

Все это происходит из-за обрыва цепи в удерживающей обмотке реле.

Бендикс «вылетел», а электродвигатель не крутиться

Или частота его вращения может не измениться, останется такой же низкой, как до замыкания отверткой силового болта и управляющей клеммы. Это признаки:

  • Контактная пластина втягивающего реле не замыкает силовые контакты.
  • Они обгорели, оплавились, нет цепи между силовыми болтами внутри реле.

При всех этих признаках неисправностей втягивающего реле, его нужно дополнительно проверять мультиметром. Как это правильно сделано я описал подробно в этой статье .

Самые частые источники проблем

  • Отсутствие электрических соединений в стартовой системе.
  • Грязные соединения.
  • Коррозионные клеммы аккумулятора.
  • Изношенные или неисправные стартовые системные части.

Как проверить стартер при его неисправности

Проверка стартера и выявление причины его поломки в значительной мере сэкономит ваш бюджет, при условии, что эта поломка устранима.

Поиск причины неисправности устройства нужно начинать от простого к сложному.

Проверьте, достаточно ли заряжено АКБ, и способно ли оно крутить стартер. Это лучше всего сделать вольтметром (норма 13,5В, а идеальное 14В), но в дороге такого устройства может и не быть.

Читать:  Не заводится Хендай Акцент: причины, как исправить

Поэтому обратите внимание на фары, какой степени яркости они светятся. Сразу станет все понятно, особенно если включите дальний свет. Панель приборов тоже должна светиться достаточно ярко.

При попытке запуска двигателя, лампочки на табло не должны гаснуть или сильно притухать. Это первые признаки того, что АКБ разряжен.

Очень помогает диодный или цифровой вольтметр напряжения, которые вставляется в прикуриватель.

цифровой вольтметр напряжения для автомобиля

Проверьте контакты и наличие окиси на них, достаточно ли затянуты все болты на АКБ и на реле.

Проверяем работу тягового реле.

На задней части реле есть болт 30 и контакт 50 – их хорошо видно (условное обозначение на схеме).

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Возьмите толстую отвертку или гаечный ключ и замкните их между собой, при этом, конечно же, цепь должна быть запитана током от АКБ на болт 30, который видно на рисунке.

Таким образом, мы подали ток на напрямую к тяговому реле, минуя замок зажигания, реле стартера (п.8, смотрите электрическую схему выше) и другие участки электропроводки.

Если тяговое реле сработало и бендекс начал вращаться, значит проблема в замке зажигания, реле устройства или существует какой-то обрыв в цепе до контакта 50.

Если мы слышим щелчки, бендекс выдвигается, но не вращается, значит тяговое реле исправно, а вся проблема в стартере.

А если в ответ тишина, значит, тяговое реле не рабочее.

Используем контрольку.

Контролька, это лампочка на 12 или 24В, к которой подключены два провода. С помощью этого простого устройства мы можем прозванивать электрическую цепь находя, тем самым разрывы в ней.

Прозванивать цепь можно на всех ее участках от замка зажигания до контакта 50, при этом зажигание должно быть включенным. Без помощника тут не обойтись.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Проверка тягового реле — способ 2.

  1. Проверьте на заряженность АКБ;
  2. Снимите стартер;
  3. Подключите тяговое реле по схеме, «+» (контакт 50) к «+» АКБ, корпус стартера поставьте на «-» АКБ или зажмите его в тисках и подключите к корпусу минусовой провод.
  4. Если вилка с бендексом выдвинулась до щелчка значит реле рабочее. Будет лучше если и сработал якорь, но для этого нужно, чтобы на контакт 30 поступал ток. В другом случае без разборки реле не обойтись.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Проверяем работу якоря.

Проверить работу непосредственно стартера можно следующим способом.

  1. Убедитесь, чтобы аккумуляторная батарея была заряжена полностью;
  2. Снимите стартер;
  3. Подключите все по схеме, «+» (провод на тяговом реле который идет непосредственно к обмотке якоря, не перепутайте с болтом 30 и контактом 50, смотрите рисунок выше) к «+» АКБ, корпус устройства поставьте на «-» АКБ или сделайте как в способе 2 с помощью тисков.
  4. Если стартер заработал, а при вышеописанных проверках молчал, то проблема в реле, а если и сейчас молчит, то нужно смотреть в первую очередь щетки.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Также смотрите метод исключения в подразделе выше.

Контакты 50 и 30.

Обратите внимание на контакты 50 и 30, которые отображены на схеме выше. Их нужно проверить на замыкание при обесточенной цепи.

Возьмите омметр, настройте его и подключите к этим контактам. Также можно проверить сопротивление и в других направлениях, во всех случаях оно должно стремиться к бесконечности.

Если прастина на штоке тягового реле прикипела к пятакам-контактам (обратная сторона двух больших болтов), то сопротивление будет равно нулю.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Бендикс.

Проверяя стартер не забудьте про бендекс. Бывают ситуации, когда и тяговое реле работает и якорь вращается, а двигатель не заводится.

Проверьте состояние бендекса, может случиться так, что в результате износа зубьев, он не входи в зацепление с маховиком и будет достаточным его просто заменить.

Изношены шестерни бендекса

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Для такого случая характерна большая частота вращения бендекса со свойственным для этого звуком, но при этом двигатель не заводиться.

Что делать дальше?

После всех этапов проверки стартера необходимо определиться с ходом дальнейших действий.

В любом случае если причина поломки последнего лежит в тяговом реле или самом стартере, то все придется разбирать. Как правило, в 80% случаев это и происходит.

Разобрав тяговое реле обратите внимание на пятаки контактов, которые замыкаются пластиной.

Они не должны иметь ржавчины и окалины, при необходимости зачистите их.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Проверить, замыкаются ли пятаки контактов пластиной можно с помощью омметра.

Обратите внимание на шток.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Он должен быть всегда смазан и ходить свободно. Наличие грязи на штоке не допускается.

Для новых тяговых реле выпущенных в Китае наличие смазки является проблемой, ее китайцы явно экономят. Из-за этого может застопориться шток и вилка выдвигаться не будет.

Если проблема с тяговым реле не решилась, можно попробовать прозвонить втягивающую и удерживающую обмотки. Но это уже серьезный ремонт, проще купить новое реле и не мучиться.

Проблема поломки может находится и в самом стартере.

После его разборки в первую очередь обратите внимание на щетки.

Изношенные щетки нужно заменить. Их высота не должна быть меньше 1,2 см.

А если они залегли, то выясните причину их залегания, может нужно их смазать графитной смазкой.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Также нелишним будет с помощью омметра проверить на замыкание щеток с корпусом щеткодержателя.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Сопротивление должно приближаться к бесконечности.

Обратите внимание на коллектор якоря. Там не должно быть окалин, следов обгорания, все контакты должны быть целыми.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Незначительные обгорания легко удаляются бензином или просто сухой ветошью.

Если вы вскрыли стартер и почувствовали свойственных для горелой обмотки запах, то значит, случай тяжелый.

Для убедительности проверьте на замкнутость обмотку якоря. Для этого можно использовать омметр.

Как проверить стартер, реле на работоспособность

Сопротивление обмотки должно быть приближенное к бесконечности.

Если цепь замкнута, то отдавайте стартер в ремонт или покупайте новый. Хотя перемотка обмотки обойдется намного дешевле.

Некоторые детали устройства можно заменить, достаточно купить на вторичном рынке бу аналог, помните это.

Тестируем бендикс

Если вы подписчики моего сайта, то уже знаете из устройства стартера, что бендикс может вращаться только в одну сторону. При попытке провернуть его в другую сторону, он заклинит. Благодаря этой особенности, можно проверить бендикс на снятом стартере.

Снимаем его с вала якоря, освобождаем от вилки втягивающего реле. Одной рукой держим за нижнее основание и пытаемся провернуть шестерню в одну сторону. Если она свободно вращается в обе стороны, то он неисправный и его нужно заменить. Хотя есть умельцы, которые восстанавливают его работоспособность.

Как проверить бендикс стартера

Если этот тест прошел успешно и бендикс крутиться только в одну сторону, то осматриваем его. Его шестерня должна быть целой, каждый из её зубьев не должен иметь следов повреждения или деформации. Если есть, то деталь под замену.

Итог

Подводя итог, можно сказать, что для проверки стартера на исправность не нужно на профессиональном уровне разбираться в электросхемах и электродинамике.

Нужно хотя бы в общих чертах знать принцип работы устройства, обладать навыками работы с омметром и контролькой.

После проверки стартера и определения причин его поломки сложный ремонт может быть вам будет и не под силу, но почистить контакты, заменить щетки и другие основные узлы вы уже сможете.

А сложный ремонт стартеров, такой как перемотка обмотки, делается у специалистов.

Источники

  • https://AutoTopik.ru/remont/729-proverit-starter.html
  • https://osensorax.ru/remont/kak-proverit-starter-multimetrom
  • https://fastmb.ru/autoremont/4891-kak-proverit-avtomobilnyy-starter.html
  • https://AutoVogdenie.ru/kak-proverit-starter-na-rabotosposobnost-ot-akkumulyatora-svoimi-rukami.html
  • https://avtoyoutubb.ru/proverka-startera-elektrik-v-ch.php
  • https://dzen.ru/a/XvmPJWylGFFTXNn5
  • https://3drive.ru/articles/auto-electric/pyat-sovetov-kotorye-pomogut-proverit-starter
  • https://avtoyoutube.ru/kak-proverit-starter-v-domashnikh-usloviyakh.php

[свернуть]