Способ N1
Необходимо либо поднять автомобиль, если он установлен на подъемнике, либо поднимать каждое колесо домкратом, при работе на площадке.
Далее под задние колеса ставятся противооткатные башмаки (при проверке на земле), заводится двигатель, включается 4 передача и ведущие колеса разгоняются до 70-80 км/ч, либо одной из ведущих колес при работе с домкратом. Затем выжать сцепление и выключить передачу, перейдя на нейтралку. При неисправной ступице появится отчетливо слышный гул от подшипника, что «подскажет» о его неисправности.
Если это переднеприводный автомобиль, то таким образом можно проверить ступицы передних колес, если же заднеприводный, то подшипники ступиц заднего моста.
Способ N2
Колеса поочередно проверяются на наличие люфта. Каждое из колес поднимается на домкрате (не забываем за башмаки) и колесо необходимо покачать в вертикальной и горизонтальной плоскости и затем прокрутить.

Проверка ступичного подшипника
При неисправной ступице будет ощущаться люфт, тем больше, чем сильнее разбит подшипник, а при прокручивании колеса появится шум, иногда с явным перекатыванием шариков.
Однако люфт колеса может быть вызван и неисправностью элементов подвески или рулевого управления. Для точности проверки необходим помощник. Он должен нажать на педаль тормоза, и в этом положении еще раз проверить люфт колесного подшипника, качая колесо в вертикальной плоскости. Если люфт остался, то его причина в неисправности подвески, когда же он исчез, то это признак износа подшипника ступицы.
Если подшипник исправен, то никакого люфта нет вообще.
Способ N3
Определение изношенного подшипника при выполнении поворотов. При выполнении поворота кузов автомобиля начинает крениться, например, при левом повороте происходит крен машины в правую сторону. При этом основная часть нагрузки падает на правое колесо, разгружая при этом левое.
Если при скорости порядка 15 км/ч выполнить резкий поворот руля влево и посторонний шум исчезнет, стало быть шум исходил от неисправного подшипника левой ступицы. Аналогично можно проверить и подшипник правой стороны.
Основные признаки неисправности колесного подшипника:
• Вибрация на руле
• Гул при движении
• Люфт колеса при проверке
Как выявить неисправность ступичных подшипников
Есть несколько способов того, как можно определить неисправности переднего или заднего ступичных подшипников. Причем все они не требуют особых навыков или специализированного инструмента.
В первую очередь обратите внимание на следующие признаки возможных неисправностей переднего или заднего подшипника:
- гул при езде, который зависит от скорости авто, а не от включенной передачи;
- легкий металлический стук при проезде неровностей;
- увеличившийся люфт руля, его дрожание при езде на высокой скорости по дороге с дефектами полотна (один из симптомов неисправности переднего ступичного подшипника).
Главный и наиболее явный признак неисправности ступичного подшипника — это гул. Его источник определяется довольно простым методом. На ровном, прямом и желательно пустом участке дороги разгонитесь до скорости, при которой появляется гул. После этого слегка «побросайте» руль влево-вправо. Если при повороте руля вправо гул усиливается — неисправен подшипник справа; и наоборот.

После этого вывешиваем ту сторону авто, на которой был выявлен неисправный подшипник. Вращаем переднее и заднее колеса вручную с покачиванием их в горизонтальной и вертикальной плоскости. Если на каком-то колесе ощущается легкая ступенчатость вращения, слышен характерный шелест перекатываемых шариков или роликов, есть повышенный люфт — ступичный подшипник барахлит именно на этой оси.
Также одним из признаков неисправности ступичного подшипника является сильный разогрев ступицы. Если есть подозрение на проблемы с подшипником ступицы — после поездки осторожно прикоснитесь рукой ко всем колесам. Та ступица, которая разогрелась заметно сильнее остальных, имеет проблемы с подшипником (или тормозной системой).
Повреждение колесного подшипника может быть опасным
Если есть подозрение на неисправный подшипник колеса (вы заметили один из вышеописанных признаков), как можно скорее следует проверить автомобиль в мастерской.
Последствия дефекта могут быть разнообразными. Например, ступица и колесный диск могут сильно нагреться. Очень быстро разрушение внутренностей элемента приведет к неминуемому заклиниванию колеса под нагрузкой. Это худший сценарий, который может привести к ДТП. Причем последствия будут непредсказуемыми даже на малых скоростях.
В определенных случаях и при конструктивных особенностях автомобиля может даже отвалиться колесо.
Повреждение колесного подшипника в результате замены тормозного диска
Сильные удары молотка при смене прикипевших тормозных дисков могут нарушить герметичность подшипника
Использование ударного инструмента при проведении работ может не только отрицательно сказаться на элементах подвески, но также нанести повреждения подшипнику. Подшипники колес также плохо переносят сильные боковые удары. В результате поврежденный подшипник даст знать о себе только через несколько месяцев. А истинная причина – смена приржавевшего блина диска – будет забыта.
Совет: если легких ударов для снятия тормозного диска недостаточно, вам потребуется терпение и средство для удаления ржавчины. Если и сбивать отработавший свой срок старый тормозной диск, то только аккуратным постукиванием, а не долбежкой от всей души.
Лучше поменять оба подшипника одной оси?
Как правило, рекомендуется заменить второй подшипник той же оси, даже если неисправен только один из них. Разумно предположить, что вторая сторона также подойдет к своему логичному завершению в ближайшее время после поломки слабого звена. При одновременной замене вы сэкономите время и деньги на проведение ремонта.
Как проверить какой ступичный подшипник гудит
Существует несколько способов, в основном они взяты из водительских форумов:
- Проверка при движении на скорости.
- Проверка на скорости с маневрированием.
- Проверка на вывешенном колесе в гараже.
- Детальная разборка.
Первичные признаки поломки
Основной признак того, что появилась проблема – гул ступичного подшипника, который отлично слышен в салоне. Подобный шум может сопровождать и другие механические поломки, поэтому потребуется дополнительное тестирование.

Еще один характерный признак – шум нарастает с увеличением скорости и уменьшается при ее снижении, кроме того, ухудшается накат при движении на нейтральной передаче, а машину может тянуть в сторону колеса, где вышел подшипник вышел из строя. Иногда из колеса слышится «сухой хруст», сигнализирующий о том, что шарики потеряли форму.
После продолжительного движения автомобиля колесный диск часто перегревается, к нему невозможно дотронуться, даже ощущается запах горелой резины. Один из важных признаков, гул усиливается при повороте в ту сторону, где находится изношенный подшипник. Например, если при движении 40-60 км/ч водитель начинает поворачивать влево и шум увеличивается из-за повышения нагрузки на правые колеса – скорее всего проблема со ступицей. При повороте вправо шум должен уменьшиться или исчезнуть совсем. Если этого эффекта не наблюдается, проблему нужно искать в другом.
Не мойте подшипник «Керхером»
Колесные подшипники особенно подвержены сильным ударам и воздействию воды
Грубый, спортивный стиль вождения приводит к особым нагрузкам на подшипники колес и, соответственно, ранним выходам из строя. Ударов они тоже боятся, это известно. Но что никто не принимает во внимание, так это водные струи под давлением.
Распространенной причиной отказа является попадание воды. Влага приводит к коррозии, разжижению смазки и перегреву подшипника колеса. Из-за повышенного трения подшипники вскоре начинают «пожирать» себя. Через щели разгерметизированного уплотнителя внутрь попадает грязь, появляется абразив – и пошло-поехало!
Во избежание попадания влаги необходимо четко соблюдать как инструкции по установке подшипников, так и разумные пределы при мойке колес.
Другие причины выхода из строя подшипников колес: перегрев при забытом включенном ручнике, заблокированном тормозе (смазка внутри подшипника просто может выгореть), плохо отбалансированном диске (из-за вибраций), перетяжке подшипника или слишком слабом преднатяге.
Как проверить ступичный подшипник на ходу
Во время движения автомобиля, если появился посторонний шум в салоне, он становится раздражителем слуха для водителя. Найти источник шума порой сложно, потому что издавать звук могут многие узлы и детали машины. Попробуйте разогнать автомобиль. Некоторые шины на высокой скорости могут создавать гул, и тем самым дезинформировать водителя.
Узнать с какой стороны неисправность можно способом маневрирования:
- Поверните влево, нагрузка на левую ось уменьшится, если звук исчез или ослаб – значит проблема с левой стороны.
- Поверните вправо нагрузка на левую сторону увеличится, появится гул, значит предположение, что неисправность с левой стороны – верно.
- Попробуйте изменять скорость и чередование поворотов влево и вправо.
- Прислушайтесь, как будут изменяться частота и тон звука. Он может снижаться, повышаться, а иногда исчезать вовсе.
Разогните на ровной дороге автомобиль, сбросьте газ, двигайтесь по инерции. Пусть пассажир прислушается откуда идет гул. Проверьте свои предположения. Сделайте диагностику на вывешенных колесах автомобиля, используя домкрат.
Как определить неисправность ступичного подшипника
В принципе, сами симптомы износа ступичного подшипника, достаточно красноречивы и позволяют с высокой точностью предполагать источник неполадок. Тем не менее, можно проверить состояние подшипника, практически стопроцентно. Для этого, нужно поддомкратить машину, поставить под нее подпорки, после чего покачать колесо в вертикальной плоскости. Если вы ощущаете люфт, подшипник ступицы нужно менять. Можно так же повращать колесо и если с подшипником непорядок, вы услышите специфические шумы или почувствуете неравномерность вращения.
Менять ли ступичный подшипник самостоятельно? На первый взгляд, замена ступичного подшипника – процедура не столь уж и сложная. Но это лишь на первый взгляд. Достаточно того, что две из четырех причин преждевременного износа ступичного подшипника, относятся к ошибкам в процессе его установки. А потому, если вы не профессиональный слесарь, менять ступичные самостоятельно не рекомендуется. Тех же специальных съемников, может понадобиться гораздо больше чем один. Исходя из этого, мы советуем вам, заплатить за работу специалиста, ведь при правильной установке ступичного подшипника, менять его придется еще не скоро.
Чем грозит эксплуатация неисправного подшипника?
Износ, повреждение подшипника ступицы и езда на автомобиле с неисправной деталью представляют собой опасность на дороге. Многие автовладельцы не просто игнорируют проблему, но и разгоняются на трассе, что особенно опасно. Подшипник — один из связующих элементов колеса, который обеспечивает его вращение, а разбитая деталь может заклинить в любой момент и повлечь за собой резкую остановку одного колеса, как следствие — потеря управления, что на высокой скорости может привести к тому, что машина просто перевернется.
Точная диагностика
При движении можно выявить проблему и услышать гудящий подшипник ступицы, но понять, какое из колес требует ремонта, можно при помощи нескольких несложных тестов в гараже. Для проведения диагностики понадобится штатный домкрат и несколько деревянных брусков, которые будут служить подпорками.
После определения того факта, что в машине появился гул и, вероятнее всего, причина тому – ступичный подшипник, нужно точно определить, какое из четырех колес требует ремонта. Для этого ставим машину в гараж или бокс, чтобы посторонние звуки не мешали диагностике.
На переднеприводном автомобиле проще проверяется ступица заднего колеса, которое свободно вращается, поскольку не связано с трансмиссией. Для этого машину нужно поддомкратить так, чтобы колесо поднялось в воздух и могло свободно вращаться.
После вывешивания колеса его нужно покачать по вертикальной оси, то есть, взяться сверху и снизу и проверить, шатается ли колесо в креплении. Люфт укажет на то, что имеется проблема со ступичным подшипником. После этого колесо нужно прокрутить, если шарики подшипника повреждены, это будет слышно по характерному звуку трения, что окончательно укажет на испортившийся подшипник. Аналогично проверяется второе колесо.

Тестирование передних колес в случае, если гудит подшипник ступицы, несколько отличается. Это связано с тем, что они соединены валами с дифференциалом и трансмиссией, поэтому прокрутить передние колеса в свободном режиме не получится. Эта проблема касается автомобилей с автоматической коробкой передач.
Пред началом тестирования автомобиль устанавливают на ручник, чтобы он не покатился. Приподнимается передняя сторона со стороны, где будет проводиться диагностика подшипника ступицы. После того как шина оторвалась от земли, под рычаг подставляют бруски, и передняя часть опускается на них. Это позволяет оставить колесо в воздухе, при этом разгрузив ступичный подшипник, и установить приводной вал под правильным углом, что обеспечит объективность тестирования и безопасную работу трансмиссии. Важно, чтобы бруски были максимально близки к колесу, но не касались его, это позволяет добиться лучшего эффекта.

После вывешивания колеса его нужно легко покачать по вертикальной оси, подобно тому, как это делалось с задними колесами, люфт в этом направлении указывает на износ подшипника и шаровой опоры. Если же колесо качается вдоль горизонтальной оси (влево-вправо), то проблема кроется в износе рулевых тяг и наконечников.
Далее требуется сесть за руль автомобиля, нажать педаль тормоза и завести автомобиль, для машин с механической коробкой – рычаг переключения передач предварительно установить на нейтральную скорость. Селектор автоматической коробки устанавливается в положение D, и отпускается педаль тормоза.

В таком положении поднятое колесо будет вращаться как на механической, так и на автоматической трансмиссии. Выйдя из кабины, можно оценить степень шумности работы подшипника ступицы. Если слышны характерное гудение, потрескивание или другой шум – этот узел требует немедленной замены. Для сравнения аналогичную процедуру можно сделать и с другим передним колесом.
Как замена подшипника может повлиять на работу датчиков ABS?
Современные колесные подшипники могут включать в свою конструкцию генератор магнитных импульсов. Они генерируют сигнал угловых скоростей для датчика скорости колеса антиблокировочной тормозной системы (ABS) и электронной системы стабилизации автомобиля (ESP). В некоторых случаях правильное направление установки подшипника может быть определено только с помощью детекторов, которые показывают положение генераторов импульсов.
Кроме того, для правильной сборки колесного подшипника необходим специальный инструмент. По этим причинам и, конечно же, потому, что подшипники ступицы колеса относятся к числу критически важных для автомобиля компонентов автомобиля, замену должны выполнять только специально обученные и опытные механики.
Структура и функции подшипника колеса
Подшипники колес, как уже упоминалось, являются частью шасси. Без них машина не поедет. Если подшипник неисправен, его свойства качения ухудшатся. Износ в основном обусловлен осевыми и радиальными силами, действующими на подшипники колес при движении.
Осевые силы возникают при прохождении поворотов. Радиальные силы возникают из-за вращательного движения колеса. В современных автомобилях используются шарикоподшипники или конические роликоподшипники. В основном эти подшипники состоят из элементов качения, обоймы, которая удерживает элементы качения, а также внутреннего и внешнего кольца.
Тела качения имеют форму шара или конуса, их задача заключается в передаче возникающих сил от внутреннего к внешнему кольцу. Качение происходит по дорожкам двух колец. Поскольку вращательное движение подшипников колес создает относительно большое трение, область подшипников должна быть смазана соответствующей смазкой (некачественными химикалиями грешат дешевые производители). Современные колесные подшипники не требуют технического обслуживания, уплотнительные кольца не должны допускать выдавливания смазки наружу и попадания воды или грязи в подшипник.
Как проверить подшипник ступицы заднего колеса на стоячей машине
Нет существенной разницы в проверке по сравнению с передней подвеской. У переднеприводных авто вывешенные задние колеса проворачиваются вручную, как описывалось выше. Попробуйте взяться рукой за пружину подвески, и тогда вибрации передадутся в руку.
Аналогично наличие люфта проверяют пошатыванием в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Различайте звук трения тормозных колодок и как звучит неисправный podshipnik. Если шарики сработались, то будет слышно, как они перекатываются.
Автомобиль с задним приводом проверяют вращением приводной оси:
- «Зад» слегка приподнимают;
- ставят машину на ручник;
- запускают двигатель и разгоняют до скорости 30-40 км/ч на спидометре, что соответствует 60-80 км/ч;
- слушают одну сторону, затем те же действия, с другой стороны.

Как проверить передний подшипник ступицы на стоячей машине

Выполнить диагностику ступичных узлов можно так же при стоящем на месте автомобиле. Для этого выполните следующие действия:
- Загоните машину в гараж или установите на ровную поверхность.
- Подставьте под задние колёса противооткатные упоры.
- Приподнимите домкратом левую или правую сторону.
- Проверьте люфт колес, покачивая в осевом направлении. Поломка будет выявлена при наличие ощутимого люфта.
- Если по люфту не удалось определить неисправность, необходимо раскрутить колесо и определять уже по шуму, сравнивая звук правого или левого колеса.
- Если авто переднеприводное, тогда приподнимите передок, и запустив двигатель, разгонитесь до 30-40 км/час на спидометре. Иногда гул появляется только при определенных скоростях.

Видео «Как проверить ступичные подшипники спереди»
Обратите внимание, в каких плоскостях надо «шатать». Беритесь за нижнюю часть на шесть часов и за верх напротив, смотрите на смещение относительно оси. Начните с неприводных колес. Они провернутся вручную. Ступичные подшипники переднего колёса проверяют при включенном двигателе.
Передняя правая или левая сторона машины ставится на упор под рычаг подвески, чтобы ШРУС находился в горизонтальном положении. Затем сравнивают гул с обеих сторон.
Определение неисправности по люфту колеса:
Признаки и симптомы “умирающего” ступичного подшипника
Как я уже сказал чаще всего при выходе из строя, ступичный подшипник начинает гудеть на большой скорости. Гул в ступичном подшипнике появляется из-за отсутствия достаточного количества смазки. Постепенно, по мере износа подшипника, этот звук начинает появляться и на более низких скоростях. Звук будет исходить непосредственно из самого колеса. Перепутать его можно разве что с неисправным подвесным подшипником (проблема очень популярна на Peugeot 307, 308) и неисправной КПП (если например, в ней недостаточно масла). Опытный мастер без особого труда диагностирует неисправный ступичный подшипник.
Кроме гула ступичный подшипник может издавать хруст или скрежет. В таких случаях подшипник предупреждает Вас, что он в скором времени заклинит. Такие звуки говорят именно о механических повреждениях подшипника.
Еще одним признаком неисправности ступичного подшипника является вибрация, которая передается и на руль и на всю машину. Обычно это происходит в определенном диапазоне скоростей (например, при движении со скоростью от 60 до 80 км/ч). Точно диагностировать неисправность ступичного подшипника в таком случае сможет только опытный мастер, потому что вибрацию в руль может отдавать какая-либо другая неисправная деталь подвески.
Когда подшипник уже сильно износился, автомобиль может уводить в сторону. Такая ситуация говорит о том, что у колеса уже появился значительный люфт. Контролировать автомобиль в таком случае будет все сложнее. Эксплуатация автомобиля категорически запрещена.

Последствия несвоевременной замены ступичного подшипника.
- https://avtoexperts.ru/article/kak-proverit-stupichny-j-podshipnik-tri-sposoba/
- https://topdetal.ru/stati/kak_vyyavit_neispravnost_stupichnogo_podshipnika/
- https://1gai.ru/publ/523152-neispravnosti-stupichnogo-podshipnika-simptomy-remont-stoimost.html
- http://zamena-podshipnikov.ru/kak-proverit-peredniy-i-zadniy-stupichniy-podshipnik.html
- https://topmekhanik.ru/proverka-podshipnika-stupitsy-na-iznos/
- https://AvtoNov.com/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF/
- https://ixora-auto.ru/Info/new_stupichnyjj_podshipnik_ustrojjstvo_i_priznaki_neispravnosti
- https://family-auto.ru/stupichnyj-podshipnik/
