Принцип действия
Крутящий момент подается на коробку передач (КП) и раздаточную коробку полноприводного автомобиля. От него мощность направляется на переднюю и заднюю оси. В карданной передаче НИВА крутящий момент передается на оси.

ВАЗ Нива
На мостах установлены редукторы, которые переводят движение карданного вала во вращение полуосей колес. Оба компонента переднего и заднего моста Шевроле имеют схожую конструкцию: ведомая и ведомая шестерни расположены под прямым углом друг к другу. Редукторы снабжены зубьями особой формы, а их конструкция способствует максимальной передаче усилий между осями.
Сам редуктор закрыт литым алюминиевым корпусом, закрытым металлической крышкой. Шестерни размещены в герметичной камере, заполненной трансмиссионным маслом, что обеспечивает смазку взаимодействующих деталей, а также отвод тепла.
Коробки передач, устанавливаемые на автомобили НИВА, должны иметь маркировку с указанием передаточного числа.
Всё про устройство, блокировку и ремонт редуктора заднего моста Нива Шевроле
Редуктор заднего моста представляет собой редуктор Шевроле Нива, передающий крутящий момент от карданного вала на ведущие колеса.
Он снижает угловую скорость и распределяет мощность между правой и левой осями.
Благодаря гипоидной передаче устройство изменяет угол поворота на 90 градусов — от карданного вала, расположенного вдоль оси автомобиля, до полуосей, которые установлены перпендикулярно ей.
Устройство
Узел состоит из двух основных элементов, заключенных в один корпус:
- Главная передача, состоящая из ведомой и ведомой гипоидных шестерен. Он увеличивает крутящий момент, уменьшает угловую скорость и поворачивает ось вращения на 90 градусов.
- Межосевой дифференциал, включающий в себя шестерни полуосей и сателлиты. Они позволяют колесам вращаться с разной скоростью при прохождении поворотов или движении по пересеченной местности.
Задний редуктор также включает в себя фланец, подшипники, уплотнения, маслоотражатель, валы, прокладки и другие детали. На коробке есть пробки для слива и доливки трансмиссионного масла.
В верхней части установлен воздухоотводчик для вентиляции корпуса. Если отверстие забито, избыточное давление газа может вытеснить масло через уплотнения.
Отличия редуктора от обычной Нивы
Также узел имеет следующие отличия:
- фланец крепления карданного подвеса нового типа;
- усиленные шестерни вала;
- улучшенное уплотнительное кольцо.
Последняя деталь заслуживает особого внимания.
Сальниковая коробка имеет выступающий резиновый чехол, который опирается на стальной грязезащитный диск.
При вращении вала грязь и вода выбрасываются из точки контакта за счет центробежной силы.
Это значительно увеличивает срок службы устройства при использовании в условиях бездорожья.
Признаки неисправности
Простую диагностику моста можно провести самостоятельно. Для этого следует провести четыре теста, во время которых нужно прислушаться к шуму:
- Разгоняйте машину по трассе с 20 до 90 км/ч и тормозите двигателем.
- Разогнаться до 100 км/ч, включить нейтраль, заглушить двигатель и остановиться
Важно: после выключения двигателя необходимо сразу же включить зажигание, чтобы случайно не заблокировать замок рулевого колеса.
- Включите нейтраль и запустите двигатель на различных оборотах, не двигаясь
Если шум, возникающий во время движения, соответствует шуму, возникающему при работающем двигателе на стоянке, проблема не в трансмиссии.
Чтобы окончательно определить характер возникновения посторонних звуков, нужно перейти к четвертому этапу проверки.
- Поддомкрачиваем машину, вывешиваем заднюю ось, запускаем двигатель и переключаемся на 4 передачу.
Постоянный сильный шум и нагрев при работе заднего моста возникает при следующих неисправностях:
- Осевые подшипники изношены и подлежат замене.
- Балка деформирована. Деталь можно отрегулировать или заменить на новую.
- Полуоси деформированы и подлежат замене.
- Неправильно отрегулировано уменьшение. Сборка должна быть отрегулирована.
повышенный шум при разгоне и торможении двигателем появляется при перекосе главной передачи, недостаточном количестве масла и повреждении полуосевых подшипников.
Стук при разгоне свидетельствует об износе посадочного отверстия оси сателлитов. Если ось шумит только при повороте автомобиля, необходимо заменить подшипники на полуосях. Утечка масла происходит при износе сальников, ослаблении болтов крепления картера или засорении клапана вентиляции картера.
Виды блокировки дифференциала
В стандартной комплектации Chevrolet Niva предусмотрена только блокировка межосевого дифференциала.
Чтобы улучшить внедорожные качества автомобиля, владельцы поставили на него задний мост с дифференциалами двух типов:
- С принудительным замком, который активируется механической, пневматической или электромагнитной системой.
- Самоблокирующийся. Используются разные узлы, где дифференциал блокируется при большой разнице в скорости вращения осей или блокируется по умолчанию, а при увеличении скорости разблокируется.
Блокировка дифференциала позволяет преодолевать грязь, сугробы или другие сложные участки дороги. Однако на асфальте и на высоких скоростях его необходимо отключать. В противном случае увеличивается нагрузка на полуоси и шестерни, увеличивается износ шин и увеличивается вероятность заноса.
Ремонт и замена
Для замены подшипников и регулировки зазоров между шестернями узел необходимо снять с машины. Для этого вам понадобятся головки на 12-17, рукоятка, домкрат, кронштейн колеса и большая плоская отвертка. Вам также понадобится контейнер для сбора масла.
Уплотнительную прокладку под коробкой передач нельзя использовать повторно. Поэтому необходимо заранее купить новый. В новых модификациях Шевроле Нива вместо прокладки используется маслостойкий герметик.
Работы выполняются на эстакаде, смотровой яме или подъемнике. Для разборки коробки передач необходимо:
После демонтажа полуосей следует проверить сальники и при необходимости заменить их. Чтобы их прижать, нужен кусок трубы подходящего диаметра или специальное приспособление.
Важно: правильно отрегулировать зазоры между шестернями коробки передач в домашних условиях невозможно. Для этого нужны специальные инструменты и оборудование. Поэтому такие работы проводятся только в условиях автозаправочных станций. Можно только заменить сальники и сам редуктор.
Для этого необходимо проделать описанные выше операции в обратном порядке. Место установки прокладки или герметика необходимо предварительно зачистить ножом. Остатки масла удаляются бензином или растворителем. Только после этого можно наносить герметик (ставить прокладку) и устанавливать редуктор на место.
По окончании работ не забудьте залить задний мост трансмиссионным маслом.
Отличия редуктора от обычной Нивы
В автомобиле установлена модифицированная версия классической группы ВАЗ 2106 с коробкой дифференциала 21010-2403018-10. Отличается от заднего редуктора Нивы (ВАЗ 2121) передаточным числом 3,9 против 4,1. Это дает машине высокую максимальную скорость.
Кроме того, узел имеет следующие отличия:
- фланец крепления карданного подвеса нового типа;
- усиленные карданные валы;
- улучшенное уплотнительное кольцо.
Последняя деталь заслуживает особого внимания.

Сальниковая коробка имеет выступающий резиновый чехол, который опирается на стальную шайбу.
При вращении вала грязь и вода выбрасываются из точки контакта под действием центробежной силы.
Это значительно увеличивает срок службы устройства при использовании в условиях бездорожья.
Особенности ходовой
На ВАЗ Нива 2121 (21213 и так далее) оба моста токопроводящие, что позволяет машине качественно преодолевать бездорожье или селевые потоки. Мощность двигателя передается на каждое колесо через коробки передач. У Нивы их два: задний ведущий и передний ведущий/управляемый.
Эти узлы считаются одними из самых «болезненных». При активной эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях первая авария произойдет прим. 100 000 км. Современный рынок и сервис предлагает сразу купить новый узел. Однако ремонт достаточно недорогой и выполняется своими руками.
Как выбрать подшипник полуоси Нива Шевроле: цена, размеры, артикулы, какой номер и какой купить
На полуоси заднего моста Нива Шеви установлен шариковый радиальный однорядный подшипник закрытого типа с прорезиненными уплотнениями, а также со смазкой внутри. Количество, размеры, артикулы изделия представлены в таблице.
Номер подшипника заднего моста Shiva Chevrolet (маркировка):
- по ГОСТ (русский, ВБФ) — 6-180508АК2УС9;
- по ISO (International) — 62208.2RS;
- заводской артикул — 2121-2403080.
Примечание:
На рисунке под таблицей показаны стопорные диски с АБС и без нее. Помните об этом, проверьте эту функцию перед покупкой.

Таблица рекомендуемых производителей ремкомплектов и подшипников для задней полуоси Нивы Шевроле: номера и артикулы
| нет п/с | Бренд / Страна | Код по каталогу (номер по каталогу) | Состав ремонтного комплекта | ||||
| Номер отключения | П-ш 6-180508 | Упаковочная коробка | Уплотнительная резина | ||||
| 1 | ВБФ (ВПК) Россия Оригинал | 62208.2RS | — | + | — | — | |
| 2 | ГПЗ Россия Аналог | 6-180508К2УС9 | — | + | — | — | |
| 3 | Аналог Триалли | КС 750 | — Без АБС | + | + | + | — |
| 4 | АвтоВАЗ (LADA) Россия Оригинал | 21212403080 | без АБС с АБС | + | + | + | + |

Размеры и параметры подшипника полуоси Нива Шевроле 6-180508К2УС9
| Характеристика | Единица | Значение по ГОСТ (ТУ) |
| Внутренний диаметр, д | и т д | 40 |
| Внешний диаметр, Д | и т д | 580 |
| Номинальная высота, В | и т д | 23 |
| Радиус монтажной фаски, r | мм (мин) | 2.0 |
| Грузоподъемность, С | кН | 32,0 |
| Грузоподъемность, С0 | кН | 17,8 |
| Номинальная скорость | об/мин | 5600 |
| Радиальный зазор | и т д | 0,012-0,026 |
| Тип стали | — | ШХ-15 |
| Твердость стали и роликов | ПЧ | 61-65 |
| Контактный угол | градусов. | — |
| Крутящий момент | кН*м | — |
| Кольцевая шероховатость | Сырой | 0,32 |
| Количество мячей | пК. | 9 |
| Диаметр шара | и т д | 12,7 |
| Масса | г. | 445 |

Устройство
Узел состоит из двух основных элементов, заключенных в один корпус:
- Главная передача, состоящая из ведомой и ведомой гипоидных шестерен. Он увеличивает крутящий момент, уменьшает угловую скорость и поворачивает ось вращения на 90 градусов.
- Межосевой дифференциал, включающий в себя шестерни полуосей и сателлиты. Они позволяют колесам вращаться с разной скоростью при прохождении поворотов или движении по пересеченной местности.
Задний редуктор также включает в себя фланец, подшипники, уплотнения, маслоотражатель, валы, прокладки и другие детали. На коробке есть пробки для слива и доливки трансмиссионного масла.
В верхней части установлен воздухоотводчик для вентиляции корпуса. Если отверстие забито, избыточное давление газа может вытеснить масло через уплотнения.
Назначение маркировки
Каждая коробка передач на НИВА имеет определенную маркировку:
- 2101, 2102 (не производятся);
2103 с передаточным числом Z=4,1, что означает 10 зубьев на ведущем колесе, 41 зуб на ведущем колесе;
2106 с передаточным числом Z=3,9, т.е. 11 зубьев на ведущем колесе, 43 зубца на ведущем колесе.
Маркировка 2103 говорит о том, что это более быстрые коробки передач, а 2106 – более тяговые.

Уменьшить до уровня
При замене одного из узлов необходимо обратить внимание на значение передаточных чисел: они должны совпадать переднего и заднего мостов. Если передаточные числа разные, оси колес вращаются с разной скоростью. Редуктор ломается быстро.
Маркировка на переднем и заднем агрегатах автомобиля НИВА должна совпадать и иметь одинаковое передаточное число. Если ранее устанавливались узлы с маркировкой 2101, 2102, заменяя ее деталью с другой маркировкой (2103, 2106), необходимо заменить оба редуктора.
Боковой зазор в ГП и преднатяг подшипников дифференциала
В соответствии с инструкцией боковой зазор и предварительный натяг подшипников регулируются приспособлением А.95688/Р.
При его отсутствии указанную роль выполнит штангенциркуль подходящего размера.
Для обеспечения необходимого предварительного натяга зафиксируйте расстояние относительно крышек подшипников в начале и в конце затяжки. Необходимая разница между значениями составляет 0,2 мм.
Боковой зазор регулируют подведением ведомой шестерни к ведущей до ее исчезновения. Изначально одна из гаек находится в свободном положении, другая (рабочая) затянута. Устранив зазор, постепенно затягивайте гайку, пока губки суппорта не раздвинутся на 0,1 мм. Регулировка люфта прекращается при легком постукивании по зубьям. Кроме того, обе гайки затягиваются равномерно на расстояние 0,2 мм. Правильность выполненной работы подтверждается плавным люфтом в любом положении шестерен.
Передний редуктор
Необходимость снять эту деталь автомобиля НИВА обычно возникает при наличии признаков неисправности и необходимости ремонта или замены детали. При разборке, сборке или ремонте коробки передач необходимо использовать специальное оборудование. Также необходимы соответствующие навыки. При необходимости лучше обращаться в автомастерские.
Снятие переднего моста
Сначала НИВА загоняется на подъемник или смотровую яму, можно разобрать и разобрать коробку передач. Удаленный:
- Стабилизатор поперечной устойчивости;
- Защитная пластина картера двигателя;
- Поперечины подвески.

Скидка на ВАЗ Нива
- Амортизаторы отсоединены от нижних рычагов подвески;
- Приводной фланец отсоединен;
- Шевроле передний приводной вал удален;
- Пружина подвески сжата, отсоедините шаровую опору и цевье;
- Снимите пружину;
- Отсоедините рычаги подвески и рулевые тяги.
- Снимите колпачок;
- Снимите гайку подшипника со ступицы колеса.
С другой стороны подвески автомобиля НИВА все операции выполняются в той же последовательности. Затем вы должны сделать следующее:
- Ослабляется хомут, стягивающий соединение патрубка глушителя и выхлопной трубы;
- Подвеска глушителя с патрубками на коробке передач отсоединена;
- Откручиваются гайки, крепящие выхлопную трубу к глушителям, которые идут к выпускному коллектору;
- Опустите трубу;
- Откручиваются гайки, которыми поперечины подвески подушки крепятся к кронштейнам;
- Открутить болт, которым правый кронштейн крепится к двигателю;
- Подпирается передний мост, откручиваются гайки его крепления;
- Двигатель Шевроле приподнят на 25-30 мм;
- Мост и передний привод были удалены.

Уменьшить уровень
Ремонт переднего узла моста
Разборка производится в следующем порядке:
- Передний мост устанавливается и закрепляется на стенде, предназначенном для ремонтных работ;
- Открывается пробка и сливается масло из картера Шевроле;
- Отвернуть гайки крепления крышки подшипника к внутреннему корпусу шарнира;
- Шарнир снимается очень осторожно (чтобы не повредить уплотнительную прокладку);
- Снимите стопорное кольцо с пружинной шайбой;
- Запрессовать подшипник корпуса внутреннего шарнира;
- Снимите уплотнение;
- Штампованная крышка и уплотнительная прокладка корпуса вала снимаются (нижняя крышка не снимается);
- Редуктор переднего моста демонтирован.
Установка переднего устройства
Установка моста на НИВА происходит в порядке, обратном снятию последовательности. При установке редуктор ставится на место. Болты с гайками необходимо затягивать с моментом затяжки. Трансмиссионное масло заливается в картер переднего моста через маслоналивное отверстие. Масло не должно выходить за нижний край отверстия.
Признаки неисправности
Простую диагностику моста можно провести самостоятельно. Для этого следует провести четыре теста, во время которых нужно прислушаться к шуму:
- Разгоняйте машину по трассе с 20 до 90 км/ч и тормозите двигателем.
- Разогнаться до 100 км/ч, включить нейтраль, заглушить двигатель и остановиться
Важно: после выключения двигателя необходимо сразу же включить зажигание, чтобы случайно не заблокировать замок рулевого колеса.
- Включите нейтраль и запустите двигатель на различных оборотах, не двигаясь
Если шум, возникающий во время движения, соответствует шуму, возникающему при работающем двигателе на стоянке, проблема не в трансмиссии.
Чтобы окончательно определить характер возникновения посторонних звуков, нужно перейти к четвертому этапу проверки.
- Поддомкрачиваем машину, вывешиваем заднюю ось, запускаем двигатель и переключаемся на 4 передачу.
Постоянный сильный шум и нагрев при работе заднего моста возникает при следующих неисправностях:
- Осевые подшипники изношены и подлежат замене.
- Балка деформирована. Деталь можно отрегулировать или заменить на новую.
- Полуоси деформированы и подлежат замене.
- Неправильно отрегулировано уменьшение. Сборка должна быть отрегулирована.
повышенный шум при разгоне и торможении двигателем появляется при перекосе главной передачи, недостаточном количестве масла и повреждении полуосевых подшипников.
Стук при разгоне свидетельствует об износе посадочного отверстия оси сателлитов. Если ось шумит только при повороте автомобиля, необходимо заменить подшипники на полуосях. Утечка масла происходит при износе сальников, ослаблении болтов крепления картера или засорении клапана вентиляции картера.
Снятие (замена), разборка, ремонт редуктора заднего моста
| Перед снятием очистите коробку передач от грязи. Устанавливаем разобранный редуктор на верстак. |
| Ключом «на 10» откручиваем болт крепления стопорной пластины к регулировочной гайке на правом подшипнике коробки дифференциала… |
| и извлеките диск. |
Таким же образом снимите стопорную пластину регулировочной гайки левого подшипника.
| Центровщиком отмечаем расположение крышек подшипников коробки дифференциала на картере коробки передач. |
| Ключом на 17 откручиваем два болта крепления крышки к правому подшипнику на коробке дифференциала… |
| и выкрутить болты. |
| Снимите правую крышку подшипника. |
| Отверните регулировочную гайку… |
| и снимите наружное кольцо подшипника картера дифференциала. |
Таким же образом снимите крышку, отверните регулировочную гайку и снимите наружное кольцо левого подшипника коробки дифференциала. Если не меняем подшипники коробки дифференциала, маркируем их наружные кольца, чтобы не перепутать при сборке.
| Снимаем коробку дифференциала с ведомой шестерней главной передачи, внутренними кольцами, сепараторами и роликами подшипников. |
| Вынимаем ведущее колесо в сборе с регулировочным кольцом, внутренним кольцом, сепаратором и задними опорными роликами и распорной втулкой из картера коробки передач. |
| Снимите распорную втулку. |
| Ударив молотком по оправке на внутреннем кольце заднего подшипника редуктора,… |
| снимаем внутреннее кольцо с сепаратором и роликами. |
| Снимите регулировочное кольцо ведущей шестерни. |
Снимаем сальник с разъема на картер коробки передач (см здесь).
| Снятие маслоотражателя… |
| …и внутреннее кольцо переднего подшипника с сепаратором и роликами. |
| Ударом выбиваем наружное кольцо переднего подшипника ведущей шестерни… |
| …и вынуть. |
Поверните картер, таким же образом выбейте наружное кольцо заднего подшипника ведущей шестерни. Чтобы разобрать дифференциал…
| ..съёмником сжимаем внутреннее кольцо подшипника коробки дифференциала. |
При отсутствии съемника вставляем зубило между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала.
| Вращением зубила смещаем внутреннее кольцо подшипника. |
| В образовавшуюся щель вставляем две мощные отвертки (или монтажные лезвия) и нажимаем… |
| .. внутреннее кольцо подшипника с сепаратором и роликами. |
Таким же образом запрессовываем внутреннее кольцо второго подшипника. Зажимает коробку дифференциала в тисках с губками из мягкого металла,…
| . ключом «на 17» отверните восемь болтов крепления ведомой шестерни к картеру дифференциала. |
| Молотком с пластиковым пробойником сбиваем ведомую шестерню с коробки дифференциала… |
| и снимите оборудование. |
| Вынимаем оси сателлитов. |
| Когда мы поворачиваем сателлиты, мы вынимаем их из коробки дифференциала. |
| Снятие боковой шестерни… |
| …и их вспомогательные диски. |
Перед сборкой промываем детали коробки передач в керосине и осматриваем их. Проверьте состояние зубьев главной шестерни. Повреждение хотя бы одного зуба (повреждение, износ рабочей поверхности) недопустимо. Мелкозернистой наждачной бумагой устраняем мелкие повреждения оси сателлитов, шеек шестерен полуосей и отверстий их крепления в коробке дифференциала. В случае серьезного повреждения деталей мы заменяем их на новые. При обнаружении небольших повреждений на поверхностях опорных дисков шестерен полуосей производим замену дисков на новые (с подбором толщины дисков). Ведущие шестерни и подшипники картера дифференциала не должны иметь износа и иметь гладкие рабочие поверхности. Плохое состояние подшипников вызывает шум и заклинивание шестерен. Запрессовываем внутренние кольца подшипников коробки дифференциала сепараторами и прикатываем коробку подходящим куском трубы. Закрепляем ведомую шестерню на коробке дифференциала. При установке дифференциала смазываем шестерни полуосей с опорными дисками и сателлитами трансмиссионным маслом и устанавливаем их в коробку дифференциала. Поворачиваем сателлиты и шестерни полуосей, чтобы совместить оси вращения сателлитов с осью отверстий в коробке дифференциала, и вставляем оси сателлитов. Осевой зазор каждой полуоси не должен превышать 0,1 мм. При увеличенном зазоре заменяем опорные диски шестерен полуосей на новые — большей толщины. Момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 14,7 Нм (1,5 кгс.м) — шестерни крутятся вручную.
| Проверяем легкость вращения шестерен дифференциала. |
| Подходящей по диаметру головкой инструмента (кусок трубы) запрессовываем наружное кольцо переднего подшипника в корпус картера. |
Таким же образом напрессуйте наружное кольцо на задний подшипник. Правильное положение ведущего колеса относительно ведомой шестерни обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, устанавливаемого между торцом ведущего колеса и внутренним кольцом заднего подшипника. При замене главной пары подшипников редуктора или ведущей шестерни выбираем регулировочное кольцо. Для этого делаем якорь из старого ведущего колеса: привариваем к шестерне пластину длиной 80 мм и стачиваем пластину до размера 50-0,02 мм относительно торца шестерни (плоскость контакта регулировочного кольца).
| Крепление, сделанное из старой ведущей шестерни. |
Шлифуем (или обрабатываем мелкой наждачной бумагой) место установки заднего подшипника на ведущем колесе так, чтобы внутреннее кольцо подшипника установилось в посадку со скольжением. Устанавливаем внутреннее кольцо заднего подшипника с сепаратором и накатываем на изготовленный якорь и вставляем якорь в картер. Далее устанавливаем внутреннюю обойму переднего подшипника с сепаратором и роликами и фланец ведущей шестерни. Провернуть шестерню у фланца для правильной установки опорных роликов, затянуть гайку крепления фланца моментом 7,9-9,8 Нм (0,8-1,0 кгс.м). Закрепляем картер на верстаке так, чтобы плоскость крепления была горизонтальной. Устанавливаем изогнутую линейку в станину подшипников ребром так, чтобы касание линейки станины происходило по линии.
| Набором плоских щупов определяем величину зазора между линейкой и монтажной пластиной. |
Толщина регулировочного кольца определяется разницей между зазором и отклонением от номинального положения новой шестерни (с учетом знака отклонения).
| Маркировка отклонения от номинального положения (в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус) наносится на коническую часть вала-шестерни. |
Например, измеренный зазор равен 2,90 мм, а шестерня отмечена с отклонением от номинального положения -15. Преобразуйте отклонение в миллиметры: -15 x 0,01 = -0,15. Требуемая толщина регулировочного кольца составит: 2,90 — (-0,15) = 3,05 мм. Устанавливаем регулировочное кольцо нужной толщины на новое ведущее колесо. Снимаем блок с картера редуктора и снимаем внутренние кольца переднего и заднего подшипников с сепараторами и роликами.
| Подходящим куском трубы прижимаем внутреннее кольцо заднего подшипника с сепаратором и накатываем новое ведущее колесо. |
Вставляем ведущее колесо в картер коробки передач. Устанавливаем новую распорную втулку, внутреннее кольцо переднего подшипника с сепаратором и роликами и маслоотражатель. Смазав рабочую кромку нового сальника смазкой Литол-24, запрессовываем его в разъем картера. Установите фланец ведущей шестерни.
| После блокировки фланца постепенно затяните гайку крепления динамометрическим ключом до момента 118 Нм (12 кгс.м). |
Предварительный натяг подшипников ведущей шестерни контролируется динамометром,…
| периодически проверять момент сопротивления подшипников вращению ведущей шестерни. |
Если сопротивление вращению оказалось менее 157 Н.см (16 кгс.см) — для новых подшипников, а для подшипников после 30 км пробега — менее 39,2 Н.см (4 кгс.см), то подтянуть гайку крепления фланца, не превышайте момент затяжки. После этого снова проверяем момент сопротивления вращению ведущей шестерни. Если момент сопротивления оказался более 197 Н.см (20 кгс.см) — для новых подшипников, а для изношенных подшипников — более 59,0 Н.см (6 кгс.см), предварительный натяг подшипников был устранен превышен. В этом случае необходимо заменить чрезмерно деформированную проставку на новую, собрать и отрегулировать. Устанавливаем дифференциал в сборе с подшипниками и регулировочными гайками в картер коробки передач так, чтобы они соприкасались с наружными кольцами подшипников. Затяните болты крышки подшипника требуемым моментом. Из стальной пластины шириной 49,5 мм и толщиной 3–4 мм делаем специальный ключ для затяжки регулировочных гаек. Регулировка бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи и предварительного натяга подшипников коробки дифференциала осуществляется одновременно, в несколько этапов.
| Измерьте расстояние между крышками подшипников штангенциркулем. |
Набиваем левую регулировочную гайку (со стороны ведомой шестерни) до полного устранения зазора в зацеплении между колесами бортовых передач.
| Заворачиваем правую гайку до упора и затягиваем на 1-2 зуба на гайке. |
Затягивая левую гайку, устанавливаем необходимый боковой зазор 0,08-0,13 мм в зацеплении между колесами бортовых передач. При таком зазоре ведомая шестерня трясется, пальцами руки ощущается минимальный люфт в зацеплении шестерен, сопровождающийся легким стуком зуб о зуб. При затяжке гаек крышек подшипников коробки дифференциала расходятся и расстояние между ними увеличивается. Для установки предварительного натяга подшипников картера дифференциала последовательно и равномерно затяните обе гайки регулировки подшипников до зазора между крышками 0,15-0,20 мм. После установки предварительного натяга подшипников окончательно проверяем боковой зазор в зацеплении зуба главной шестерни, который менять не следует. Для этого,…
| ..медленно проворачиваем ведомую шестерню на три оборота, пальцами контролируем игру в зацеплении каждой пары зубьев. |
Если зазор в зацеплении больше необходимого (0,08-0,13 мм), то вращением регулировочных гаек приближаем ведомую шестерню к ведущему или отодвигаем ее, если зазор меньше. Для сохранения установленного смещения подшипника при этом перемещаем ведомую шестерню, затягивая одну из регулировочных гаек и ослабляя другую на тот же угол. После регулировки установите стопорные пластины на регулировочные гайки и закрепите их болтами.
Лада 4×4 3D Срочное восстановление переднего моста
Как я уже говорил, при открытии охоты в моем внедорожнике появился слабенький сучок :(Самое обидное, что чуть ли не на ровном месте.
Из-за поломки в самом начале сезона НИВУ пришлось восстанавливать как можно быстрее. Поэтому отпал самый рациональный вариант — установка стального корпуса ППД. Если бы не огромное желание поохотиться, то я пошел по дороге устанавливать стальной корпус и строить мост через мост. Но не забывайте, что при отсутствии страсти к охоте у меня вообще не было бы НИВЫ!
Первым делом нужно было снять старый мост. Благо у знакомого в гараже стоит НИВА на смотровой яме.

Полный размер Хорошо иметь смотровую яму в гараже…
Приехав в гараж, начал разбирать, только за 4 часа успел все открутить, чтобы вытащить мост. Но вытащить его в одиночку очень сложно, поэтому на помощь пришел друг, и вместе мы быстро вытащили «больного».

Полный размер Снятие переднего моста с ВАЗ 2121 НИВА
Порядок снятия моста следующий: 0) слить масло из двигателя; 1) откручиваем нижние шаровые опоры для смещения поворотных кулаков в сторону, не забываем поддомкратить рычаги, чтобы пружина не сжималась; 2) снять полуоси с кулаков; 3) открутить ШРУС от моста; 4) откручиваем мост от двигателя; 5) отметьте стамеской, как карданный подвес был прикручен к мосту; 6) домкратим мост; 7) открутить передний карданный вал от моста; 8) вытащить мостик с помощью напарника.

Для снятия/установки переднего моста необходимо добавить два домкрата
На следующий день начался поиск необходимых запчастей: Картер РПМ — 2121-2302015 — 1 шт. Комплект прокладок ППД — 2121-2301015/70/308 — 1 шт. Шпильки М12х1,25х30 — 2 шт. — 80 р Шпильки М6х12 — 8 шт. — Шпильки М8х20 — 3 шт. — Шпильки М8х25 — 3 шт. — Мыло — 2101-1700020 — 1 шт. Гайка накидная самоконтрящаяся М16х1,5 — 1 шт. — Втулка распорная — 2101-2402029-01 — 1 шт..Сток — 2101-2402025 — 1 шт В наличии — 2101-2403036 — 2 шт.Сальник вала — 2121-2302052 — 1 шт. Болт крепления фланца — 2101-2201107 — 4 шт.Гайка М8 самоконтрящаяся — 4 шт.

Запчасти для восстановления переднего моста на ВАЗ 2121 НИВА
После этого поехал к мастеру, чтобы он собрал RPM в новом билде. После капремонта за ремонтником были замечены некоторые косяки, из-за этого он бесплатно собрал мне ревю в новой сборке.
Хочу подчеркнуть, что для установки РПМ в новый корпус обязательно нужно купить распорную втулку 2101-2402029-01, т.к она одноразовая:

одноразовая прокладка RPM — 2101-2402029-01
Подшипники менять нельзя, но чтобы несколько раз не лезть в обороты, лучше заменить:

РПМ ВАЗ 2121 НИВА

Склад 2101-2403036

Склад 2101-2403036
Мастер все сделал быстро, и уже вечером собранный мост был у меня в руках:

РПМ в новом кузове ВАЗ 2121 НИВА
Хочу обратить внимание, что вкручивать шпильки нужно с фиксатором резьбы, который бывает двух видов: съемный и неразъемный. Я использовал разъемный замок из синей проволоки:

Передний мост ВАЗ 2121 НИВА
Но теперь я знаю, какая у меня основная пара:

ГП 2101 — 10/43
Также хотелось поменять подшипники и сальники на ШРУСах, но у меня не хватило рвения сделать это все за один день. Но не вижу в этом ничего плохого, ведь ШРУСы снимаются без снятия моста. И как-нибудь при следующем ремонте обязательно этим займусь, запчасти уже закуплены!;)
PS Конечно надо было ставить стальной корпус и сразу отсоединять мостик.
Знакомство с устройством моста перед заменой подшипника полуоси Нива Шевроле (2123, 2121, 2131)
Прежде чем заменить подшипник полуоси на Ниве Шевроле, обязательно изучите устройство моста. Ниже представлена детальная деталь моста со штатным блоком. Обратите внимание на стопорное кольцо (стопорное) (9), которое необходимо запрессовать перед снятием подшипника (8).

Далее представлена деталь самой полуоси, а также перечень деталей с заводскими номерами.

| № | Код поставщика | Деталь |
| 1 | 14324411 | Пробка 22х1,5 коническая |
| 2 | 2101-2401050-01 | Вентиляция картера |
| 3 | 2101-2401046 | Магнитно останавливается |
| 4 | 2101-2403069 | Полуось |
| 4 | 2121-2403069 | Полуось |
| 5 | 2121-2403084 | Кольцо |
| 6 | 2121-2403080 | Подшипник роликовый (обозначение по ГПЗ — В76-180508АК2УС9) |
| 7 | 2121-2403086 | Тарелка |
| 8 | 2121-2403087 | Подушечка |
| 8 | 21213-2403087 | Подушечка |
| 9 | 11343833 | Болт М10х1,25х50 |
| 10 | 2121-2403072 | Маслоотражатель |
| одиннадцать | 10516471 | Диск 6 перьев |
| 12 | 10376301 | Винт М6х8 |
| 1. 3 | 2121-3104039 | Болт |
| 14 | 2120-2400012 | Задний мост |
| 14 | 2121-2400012-03 | Задний мост |
| 14 | 2121-2400012-13 | Задний мост |
| 14 | 21213-2400012 | Задний мост |
| 15 | 2121-2401065 | Кольцевое уплотнение |
| 16 | 2101-2401034 | Манжета |
| 17 | 2120-2401010 | Балка заднего моста |
| 17 | 2121-2401010 | Балка заднего моста |
Для ремонта нужно:
- набор накидных ключей или головок с трещоткой;
- молоток, зубило, домкрат, газовая горелка;
- обратный молоток или инерционный съемник (по возможности);
- гаечный ключ;
- труба с толщиной стенки не менее 3 мм, наружным диаметром 40 мм — 45 мм;
- новая шаровая опора, стопорное кольцо, смазка Литол, сальник.
Ремонт редуктора заднего моста
При перегреве заднего моста или шуме от него требуется ремонт коробки передач. Снимать коробку передач Шевроле самостоятельно в гараже не рекомендуется, потому что определить зазор между шестернями очень сложно.
Снятие заднего устройства
Если нет возможности отремонтировать коробку передач в автомастерской, лучше заменить эту деталь целиком:
- Установить НИВА на яму или мост;
- Масло сливается с заднего моста;
- Отделить карданный вал от фланца ведущей шестерни;
- Разобрать полуоси на Шевроле;
- Открутить болты на редукторе заднего моста у балки;
- Снимите редуктор на задней оси.
Установка заднего узла
На ранних моделях автомобилей НИВА стыки фланцев с задним мостом уплотнялись прокладкой. Позже для этого стали использовать маслостойкий герметик. При переустановке коробки передач необходимо восстановить все виды уплотнений. Следуйте приведенной ниже последовательности:
- Очистите поверхности соединения заднего моста с устройством от остатков герметика; Резьбу болтов, отверстия крепления балки и разъемы обезжирить специальным средством, разбавителем или бензином;
- Обработать поверхности маслостойким герметиком;
- Обязательно смажьте резьбу болтов коробки передач герметиком;
- Установить трансмиссию в балку заднего моста Шевроле и равномерно затянуть болты крепления;
- Установите остальные разобранные запчасти в строго обратной последовательности;
- Заполните задний мост маслом.
поговорим о редукторах
Отметим как сам редуктор, так и детали «рядом с ним
Измерим тепловой зазор в зацеплении между шестернями (планетарно-коническими) обоих редукторов, чтобы узнать заводские настройки…
я делаю 10 измерений с вращающимися шестернями, чтобы узнать среднее арифметическое.
Выводим среднее арифметическое.
поэтому первый параметр найден:
заводской тепловой зазор был — 0,1755 мм (возьму за идеальный параметр в своих ремонтах и доработках)
Теперь самое сложное. То о чем поют «розы» в интернете и на форумах механиков, то о чем шепчутся в мастерских, то что не дает уснуть за рулем автомобиля, поет песню в виде глухого воя под нагрузкой.
Регулировочный диск.
В общем, для правильного подбора этого важного узла коробки передач (почему он важен, объясню во второй части) есть заводское приспособление, именуемое на ВАЗе номером оправки А.70184.
Естественно достать такую железяку в наших глуши не получится и вот как сделать…
Для этого я обратилась к гимнасту Ржевского Алексею высшего класса.
В тот же день у меня была нужная железяка, с точностью изготовления в сотые доли миллиметра.
ах да, совсем забыл, прежде чем снимать дифференциал, давайте посмотрим на заводские контактные площадки обеих трансмиссий.
(честно говоря, тема копоти и масла не подошла. Я использовала обычную белую гуашь, выдавливала из детишек)
Здесь хотелось бы отметить — ЧЕМ БЫСТРЕЕ И МЕНЬШЕ МЕСТО КОНТАКТА, ТЕМ С ЗАДЕРЖКОЙ СРАБОТАЕТ ШУМНИК
Почему?
Под нагрузкой он будет просто «размазываться» по сопрягаемой поверхности зуба.
Кстати, в качестве груза я использовал небольшой кусочек отрезанной резины.
С пятном разобрался. Снимите дифференциал.
болты вилки на подшипниках затягивались моментом 50-60Н.м
Снятие ведущего колеса (фазы)
О коррекции косых (ведущих) шестерен мы поговорим во второй части этой статьи моего БЖ
Ни в коем случае не покупайте пары с разными номерами или вообще без них!
Пришло время вставить оправку, чтобы измерить нужный размер прокладки.
(кстати количество типоразмеров дисков выпускаемых заводом 15 штук)
Напрессовываю подшипник на оправку (БЕЗ прокладки!)
Вставляю его в картер редуктора и затягиваю.
С помощью этой оправки определим размер регулировочного диска для нового (или бывшего в употреблении) картера коробки передач.
- https://domkoles71.ru/detali/zamena-reduktora-na-nive.html
- https://avto-mekhanik.ru/sovety/kakoj-reduktor-luchshe-dlya-nivy-shevrole.html
- https://auto-niva.ru/vse-pro-ustroystvo-blokirovku-i-remont-reduktora-zadnego-mosta-niva-shevrole/
- https://AutoManya.ru/lada-tyuning/perednij-most-niva-shevrole-ustrojstvo.html
- https://evakuatorinfo.ru/kak-snyat-reduktor-zadnego-mosta-u-nivy-shevrole/
- https://delis-avto.ru/obzory/regulirovka-zadnego-mosta-niva.html
- https://avtocar22.ru/pravila-vybora/zamena-reduktora-na-nive.html
