Как себя чувствует автопроизводство в России
Вопреки мнению некоторых скептиков, в России есть автомобильная промышленность: промышленность обеспечивает более 90% всех автомобилей, продаваемых в стране, и уже очень давно не ограничивается продукцией АвтоВАЗа и УАЗа. Государство давно проводит политику импортозамещения, и она дает определенные результаты – производителям становится выгоднее открывать заводы в России, чем ввозить готовые автомобили.
Что касается статистики, то за последние 10 лет она выглядела примерно так:
Как видите, основной пик производства приходится на последний перед кризисом год 2013-й — тем не менее до 2018-го производство автомобилей росло. Наибольший объем видимо приходится на производство легковых автомобилей, которые долгое время составляли основу автомобилестроения в России — в то время как автобусов выпускалось довольно много. Одно из объяснений состоит в том, что часть автобусов (до 9 мест) попала в категорию легковых автомобилей.
Кроме того, производство троллейбусов в России сокращается – если в 2010 г их было выпущено 406, то в 2019 г. – всего 74. Одна из причин – переход на производство электробусов (хотя выпускаемые троллейбусы оснащены автономная работающая функция).
Но все же на графике видно, что кризис на российском авторынке начался еще до коронавируса (который затормозил и без того падающее производство). 2019 год стал важным для автопроизводителей – Минпромторг подписал несколько новых специнвестконтрактов, по которым компании обязуются локализовать производство в России до определенного уровня, а государство компенсирует им утилизационный налог и поможет с преимущества.
Некоторым игрокам это не помогло — Ford предпочел остановить производство на заводе во Всеволжске и вообще оставил в России только сегмент легких грузовиков. Годом ранее закрылись «Дервейс» и «Ставрополь-Авто», которые специализировались в основном на китайских брендах.
Лидерами продаж в легковом сегменте в 2019 году стали такие модели, как:
- Lada Granta – 135,8 тыс шт;
- Lada Vesta – 111,5 тыс шт;
- KIA Rio – 92,5 тыс шт;
- Hyundai Creta – 71,5 тыс шт;
- Hyundai Solaris – 58,7 тыс шт.
Тем не менее, кризис был заметен уже в прошлом году — так упал объем продаж, и около 5% всех проданных автомобилей было приобретено предприятием (это Лада Ларгус, Соболь и Фольксваген Мультиван), этому также способствовало развитие авто обмен в Москве и регионах.
Развитие рынка альтернативного транспорта пока не заметно — в России насчитывается около 6300 электромобилей (0,014% от общего числа), а около 2% всех автомобилей используют природный газ в различных формах (причем почти половина из них торгово-газовые) компании).
В 2020 году ситуация для автопроизводителей стала намного хуже – все началось с проблем с поставкой комплектующих из Китая, а затем и стран Европы, а сейчас основное негативное влияние на рынок – падение доходов населения из-за вынужденного простоя экономика весной.
Какие марки машин ушли с российского рынка?
Среди них и большой Volkswagen, и маленький Ferrari, и глобальный Stellantis, и дуэт Hyundai-Kia, подготовивший зимой новинки для РФ. Но некоторые бренды все же покинули Россию. Мы говорим вам, какие. Самая яркая и во многом историческая потеря для российского рынка – это бренд Renault.
Brilliance
Китайский автопром, который сотрудничает с BMW в разработке. Согласно информации на сайте, немецкая компания помогает им в разработке стратегии и управлении. Бренд Brilliance собирал свои модели в России с 2014 по 2017 год в Черковске. Всего было три модели:
- Кроссовер Brilliance V5 с двигателем 1,6 л;
- Седан класса С+ Brilliance H530;
- Хэтчбек класса B седан Brilliance H230.
Блеск V5 1.5T
Блеск V3
На данный момент на официальном сайте нет новостей о сборке в РФ, только эта информация
Mercedes-Benz
С недавних пор у штутгартского Е-класса есть российская прописка, а именно модификации Е 200, Е 200d и Е 200 d 4Matic с задним и полным приводом. Седаны бизнес-класса производит предприятие, открытое весной 2019 года в индустриальном парке «Есипово» в Солнечногорске Московской области. Общие инвестиции Daimler составили более 250 миллионов евро. Начнем с того, что завод сможет выпускать до 25 тысяч автомобилей ежегодно.
Peugeot Citroen Mitsubishi
Volkswagen Group — не единственный завод иностранного автопроизводителя в Калуге. С 2012 года там работает завод «ПСМА Рус» (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive), ранее занимавшийся «отверточной» сборкой. Компания, выпускающая кроссоверы Mitsubishi Outlander и седаны Peugeot 408 и Citroen C4, стала первой в мире, производящей различные автомобили концерна PSA (Peugeot Citroen) и Mitsubishi Motors.
Nissan
Представитель Nissan ответил, что все автомобили (Terrano. Qashqai. X-Trail, Murano), продаваемые в РФ, собираются на заводе Nissan в Санкт-Петербурге, поселок Парголово, Комендантский проспект, дом 140.
-

НИССАН ТЕРРАНО
-

НИССАН МУРАНО.
Легковые автомобили
Считается, что за последние 20 лет в России полностью разрушен советский автопром и построен новый. Еще в начале 2000-х российские автомобили едва ли могли конкурировать даже с подержанными иномарками. АвтоВАЗ продолжал выпускать давно устаревшую «классику», не лучше обстояли дела на УАЗе и ГАЗе, а в Москве АЗЛК и вовсе закрыли.
В пиковый 2002 г в Россию было ввезено 500 тыс иномарок, а отечественного производства было произведено менее 1 млн новых автомобилей. Сейчас при примерно том же объеме продаж (1,7 млн) более 90% автомобилей производится в России. И это уже давно не только АвтоВАЗ и УАЗ, в России много современных заводов, принадлежащих крупным зарубежным автоконцернам.
Так, в 2019 году на долю заводов иностранных компаний приходилось достаточно значительный объем производства автомобилей:
То есть, хотя АвтоВАЗ в целом выпускает почти 550 000 автомобилей, он отнюдь не единственный производитель в стране, и к нему вплотную подходят предприятия особой экономической зоны Санкт-Петербурга. При этом остальные исконно российские предприятия заметно отстают — ГАЗ уже выпускает Skoda и Volkswagen, а объемы на УАЗе составляют всего около 1% от всего российского производства.
Так, помимо всем известных Laga Granta, Vesta, Largus и XRay, на крупнейших заводах России выпускаются следующие модели автомобилей:
- завод Hyundai в Санкт-Петербурге – модели Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio;
- завод Nissan в Санкт-Петербурге – модели Nissan X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai;
- завод Toyota в Санкт-Петербурге – модели Toyota RAV4 и Camry;
- Автотор в Калининграде — модели Kia cee’d, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime, Mohave, Cerato, Sorento; Хендай i40, Элантра; БМВ Х3, Х4, Х5, Х6;
- завод Рено в Москве — модели Renault Duster, Kaptur; Ниссан Террано;
- завод volkswagen в Калуге – модели Volkswagen Polo, Tiguan, Touareg, Multivan; Шкода Рапид; Ауди А6, А8;
- автозавод Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive в Калуге — модели Mitsubishi Outlander; Пежо 408; Ситроен С4;
- ГАЗ в Нижнем Новгороде — модели Volkswagen Jetta; Шкода Октавия и Йети;
- АвтоВАЗ в Тольятти — модели Renault Logan, Sandero; Ниссан Альмера;
- завод Ford-Sollers в Елабуге – модель Ford Transit (после ухода Ford с рынка в России остался только сегмент LCV);
- завод Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус во Владивостоке — модели Mazda 6, CX-9 и CX-5.
Кроме того, открывает и новые заводы – например, открыл завод китайской компании Haval в Тульской области, который будет выпускать автомобили с высокой степенью локализации (вплоть до сборки кузова и покраски), а Mercedes запущен подмосковный завод, на котором налажено производство автомобилей Е-класса.
Есть новости об автомобилях исключительно российского производства – это модель Aurus, которую разработало НАМИ и под которую планируется переоборудовать один из закрытых автозаводов. УАЗ уже довольно давно занимается разработкой российского Прадо (но особых результатов пока нет), а АвтоВАЗ только что закончил конкурс на имя для перспективной модели.
Дальнейшее развитие российского автопрома будет зависеть от того, в каком направлении будет двигаться ситуация с коронавирусом. Так Китай постепенно запустил свою экономику, а вот в других странах компании пока опасаются очередного локдауна и не торопятся расширять производство и внедрять новые модели. Примерно то же самое происходит и в России — потому что сейчас бизнесу важнее «пережить» кризис, а о развитии, вероятно, будут говорить после 2021 года.
Mazda
В отличие от других «японцев», выпускаемых в западной части России, продукция Mazda производится во Владивостоке на мощностях Mazda Sollers Manufacturing Rus — совместного предприятия, созданного в 2012 году Mazda Motor Corporation и Sollers. Завод выпускает кроссоверы CX-5, CX-9 и седаны Mazda 6. В январе из цехов выехал 200-тысячный автомобиль с момента открытия завода в сентябре.
Аутсайдеры
Не так давно в Ижевске производились Nissan Sentra и Nissan Murano. Обе модели сняты с производства в 2017 году. До 2015 года Opel Astra собирали в нашей стране (в Калининграде и Санкт-Петербурге). Помимо него в Калининграде выпускались Opel Insignia, Opel Meriva, Opel Mokka и Opel Zafira.
В 2019 году Ford «ушел» из России, сославшись на низкую рентабельность производства. Перевозчики в Набережных Челнах и Всеволожске остановлены. В 2015 году сборка автомобилей Шевроле была полностью остановлена. Но линейка состояла из 11 позиций, которые пользовались большим спросом у наших соотечественников.
Какую машину сейчас лучше купить?
Методика выбора 10 лучших подержанных автомобилей 2022 года Hyundai Solaris.Kia Rio.Ford Focus.Lada Niva.Toyota Corolla.Renault Logan.Skoda Octavia.Toyota Camry.
«Калужские»

Кластер в калужском Грабцево — один из самых впечатляющих в стране. Эдакий «русский Детройт»: производители вышли в чистое поле, поставили заводы, привлекли поставщиков, и теперь здесь производится все — от шин и дисков до чешского пива.
Сайт Volkswagen — один из старейших в стране. Раньше здесь собирали все — от Румстеров и Туарегеров крупными агрегатами до Поло Седанов полного цикла.
Сейчас на конвейере три модели — два бюджетных седана/лифтбека и кроссовер. Скоро по соседству вырастет завод по производству двигателей — 1,6-литровые моторы отсюда перекинутся на седаны Yeti, Octavia и Polo.
Фольксваген Поло
Производство: Калуга, Грабцево, Фольксваген Груп Рус
Проектная мощность завода: 225 000
Фактический тираж (1 полугодие 2015 г.): 20 621 экз
Калуга Поло появилась раньше, чем Рио и Солярис, но сейчас прямо проигрывает им по популярности. Если Солярис — 53 тысячи штук в год, то Поло — чуть больше 20. Это потому, что Hyundai не жадничает с опциями, а VW ликвидирует по пять-десять тысяч лишних за каждую мелочь. На днях появится рестайлинговая версия по новым ценам. Есть мнение, что стык Solaris/Rio еще больше разрастется.

Шкода Рапид

Производство: Калуга, Грабцево, Фольксваген Груп Рус
Проектная мощность завода: 225 000
Фактический тираж (1 полугодие 2015 г.): 12 185 экз
У чешского «Рапид» та же проблема, что и у Mondeo: мы слишком долго его ждали. Машина стояла на конвейере как новая, но уже как бы подержанная.
Высокие цены на базовое и еще более высокие цены на дополнительное оборудование не повышают популярность. Да, Rapid прекрасно ездит и прекрасно управляется, у него огромный багажник, и все это настолько прочно. А через дорогу в магазине стоит КИА Рио, чуть хуже, но на сотню дешевле.
Завод рядом с VW рассчитан на треугольник: Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Здесь выпускаются два седана и два внедорожника. Ну как они «производятся». Завод все больше простаивает из-за низкого спроса, Peugeot и Citroen пытаются стимулировать покупателей скидками, но как-то безуспешно. Продажи по-прежнему колеблются на уровне статистических погрешностей.
Ситроен С4 салон 
0 Производство: Калуга, ПСМА Рус
Проектная мощность объекта: 125 000 мест
Фактический тираж (1 полугодие 2015 г.): нет данных
Изначально предназначенный для китайского рынка, Седан С4 подошёл и нашему: мягкий пластик, французский шик, шикарная шумоизоляция, мягкая подвеска. Но один просчет PSA все портит: время седанов С-класса на нашем рынке прошло. Рынок хочет кроссовер. Желательно небольшой. И дешевле.
Пежо 408 
Производство: Калуга, ПСМА Рус
Проектная мощность объекта: 125 000 мест
Фактический тираж (1 полугодие 2015 г.): нет данных
У брата-близнеца похожая история: подвеска хорошая, салон просторный, но машина получилась банально никому не нужная.
Mitsubishi Outlander Производство: Калуга, ПСМА Рус
Проектная мощность объекта: 125 000 мест
Фактический тираж (1 полугодие 2015 г.): нет данных
Единственная машина производства Калужского завода PSA, которая хоть как-то продается. У Outlander все было хорошо до рестайлинга, после него должно быть еще лучше. Самое главное, Mitsubishi удалось удержать ценники на четком уровне, и рынок принял их тепло. Хотя Outlander до сих пор не входит даже в ТОП-25 иномарок…
Hyundai
По данным сайта «Автотор», в настоящее время завод выпускает пять моделей Hyundai:
- Соната;
- Тусон;
- Нью-Тусон;
- Элантра;
- Санта-Фе.
Haval (Great Wall)
По разным данным, автомобили Haval собираются в России, а именно:
- Хавал Ф7;
- Хавал Ф7х;
- Хавал Н9.
«Хендэ Мотор Мануфактуринг»
«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» занимает 15,3% рынка. Примерно каждый седьмой автомобиль в России производится корейской компанией под двумя популярными брендами на заводе под Санкт-Петербургом. Это модели Hyundai Creta, Hyundai Solaris, Kia Rio, Rio X-Line. Сборка осуществляется по всему производственному циклу и включает в себя штамповку, сварку, покраску кузова и сборку автомобилей на ленточном конвейере. В настоящее время в компании работает более 2 тысяч специалистов.
Вообще это второй завод после АвтоВАЗа по объему производства. В 2022 году на долю Hyundai приходилось 14,2% автомобилей, произведенных в стране.
Общественный транспорт
Правительство готовится к запуску масштабной программы комплексной модернизации городского транспорта – планируется обновить автобусы в 104 городах, электротранспорт в 15 городах. На все это нужны большие деньги — около 5,4 трлн рублей (около четверти годового федерального бюджета), и единственный адекватный вариант финансирования — за счет лизинга.
Однако программа обсуждалась давно, и в этом году на нее также повлиял кризис, вызванный пандемией. Тем не менее российские производители выпускают внушительное количество автобусов, троллейбусов и трамваев. Так, по автобусам в 2019 году в ГИБДД поставлено на учет почти 14 тысяч новых транспортных средств, и почти все они (12 278 единиц) произведены на территории Таможенного союза ЕАЭС (то есть в 5 странах с общими границами, в т.ч. Россия). Причем в эту статистику не вошли каркасно-панельные автобусы «Газель NEXT» и вахтовые автобусы, выпускаемые на шасси грузового автомобиля.
Производителей автобусов не так много — всего 12 компаний выпускали более 100 автобусов в год, из них 7 российских, 4 китайских и 1 белорусская:
- Павловский автобусный завод традиционно лидирует; в 2019 году там было произведено 7 864 автобуса. Основу ассортимента составляет модель ПАЗ-3205 (с учетом рестайлинга с 2014 года), а также более современные ПАЗ-3204 («Вектор» и «Вектор NEXT»). Кроме того, завод выпускает удлиненную модель ПАЗ-4234 и полноприводный ПАЗ-3206. Правда, следует понимать, что продукция ПАЗ – это не низкопольные городские автобусы, а более крупные маршрутные такси;
- Ликинский автобусный завод – больше всего выпускает 12-метровый низкопольный ЛиАЗ-5292 и сочлененный 18-метровый ЛиАЗ-6213. Но есть в подборке завода и автомобили среднего класса — ЛиАЗ-4292 и полунизкопольные ЛиАЗ-5293;
- Нефтекамский завод – основная часть производства приходится на унифицированные автобусы большого класса НЕФАЗ-5299/5297, которые могут выпускаться в модификациях для города, пригорода и даже междугороднего;
- Курганский автобусный завод — в прошлом году выпустил 419 автобусов, из которых больше всего приходится на удлиненный КАВЗ-4238. Теперь предприятие предлагает также современный 10-метровый городской автобус КАВЗ-6271;
- Волгабас выпустил за год 395 автобусов, большую часть которых составляют 12-метровые городские автобусы 52701. При этом у завода регулярно возникают проблемы с владельцем (а в 2020 году еще и с комплектующими из Китая);
- Уральский автомобильный завод – специализируется на выпуске вахтовых автобусов на грузовом шасси;
- СИМАЗ (Ульяновск) — за год выпустил 146 автобусов, но это машины малого класса, построенные в кооперации с Isuzu.
Кроме того, в России активно закупается продукция Минского автозавода (377 автомобилей в 2019 году), а также автобусы китайских марок YUTONG, HIGER, KING LONG и ZHONGTONG.
Еще меньше компаний производят городской электротранспорт. Например, в России всего 3 производителя троллейбусов:
- Транс-Альфа из Вологды — на конвейере стоит одна основная модель, это ВМЗ 5298.01 Авангард, который может выпускаться как с возможностью автономной работы, так и без (но аккумуляторный блок занимает значительную часть салона, что уменьшает вместимость автомобиля);
- Транспортные системы — компания арендует мощности завода «Тролза» в Энгельсе и выпускает модель ПКТС-6281 «Адмирал». Это тоже троллейбус, который может выпускаться в модификации с автономным управлением и без него;
- Уфимский трамвайно-троллейбусный завод — производственное предприятие, открытое на базе Башкирского троллейбусного завода, выпускающее модель УТТЗ 6241.01 Гражданин, которая построена на базе кузова НефАЗ и может быть автономной (электробус) или без нее (обычный). Троллейбус).
То есть в России серийно выпускается всего 3 модели троллейбусов, при этом такое производство нельзя назвать массовым — города заказывают менее 500 машин в год, поэтому заводы просто начинают сборку под конкретный контракт. А с учетом того, что Москва полностью отказалась от троллейбусов, рынок для них сокращается еще больше.
С трамваями дело обстоит не лучше – хотя моделей в производстве больше, объемы заказов примерно те же. Например, в 2018 г все заводы выпустили 215 трамвайных вагонов, а годом ранее – всего 175. При этом общий парк такой техники включает 7,7 тыс вагонов, зачастую уже настолько устаревших, что их остается только списать.
Трамваи также производят всего 3 завода:
- Усть-Катавский вагоностроительный завод — в ассортименте есть вагоны с 40% низким полом, с 70% и совсем низким полом (хотя последний тип только в единственном экземпляре);
- «Транспортные системы» — выпускает вагоны на арендованных площадках в Твери и Санкт-Петербурге, выпускает трамваи «Варяг», «Витязь», «Сити Стар», «Лёнок» и «Лев» — среди них есть и трёхсекционные низкопольные модели;
- Уралтрансмаш — завод в Екатеринбурге, производящий трамваи наряду с танками и вооружением. В модельном ряду 4 модели, есть полностью низкопольные вагоны, есть вагоны с 40% низким полом. Модели относительно новые — 2 выпускались с 2009-2011 года, и 2 с 2018 года.
Между тем государство в лице Минпромторга зависит от газомоторного топлива, трамваи, электробусы и троллейбусы остаются на втором плане. Более того, для автобусов, использующих в качестве топлива газ, государство готово предоставить большие субсидии (до 3 млн рублей за единицу) — это приводит к тому, что все больше городов заменяют изношенные трамваи и троллейбусы не современными аналогами, а газовыми. Автобусы.
Toyota
Какие автомобили Toyota производятся в России? Toyota Camry и Toyota RAV4 производятся в Ленинградской области на заводе в Шушарах.
-

Тойота РАВ4
-

Тойота Камри
Грузовики и спецтехника
В СССР и России производство грузовых автомобилей было одной из важных отраслей — это не только КамАЗы, но и продукция ГАЗ, Урал, ЗИЛ и др. в 90-е годы появилась «Газель», которая буквально спасла малый бизнес, предложив дешевый легкий грузовик. Правда, модельный ряд российских грузовиков долгое время был достаточно ограничен, и транспортным компаниям приходилось закупать современные седельные тягачи за границей.
Сейчас все по-другому — благодаря льготам, субсидиям и другим видам поддержки со стороны государства стало выгодно производить грузовики еще и внутри страны. Следовательно, картина для производителей грузовых автомобилей выглядит следующим образом:
Как видим, лидируют ГАЗ, КамАЗ и УАЗ, а также Sollers (сохранивший производство Ford Transit). В то же время в России производятся грузовики Volvo, Scania и менее известные бренды.
Состав менеджеров выглядит следующим образом:
- Камский автомобильный завод — больше всего произведено трехосных автомобилей повышенной проходимости КАМАЗ-43118, самосвалов КАМАЗ-65115 и магистральных грузовиков КАМАЗ-5490;
- Горьковский автозавод — около 2/3 всего производства пришлось на модели «Газон NEXT», также выпускали много классических «Газонов»;
- «УРАЛ» — в структуре производства лидируют двухосные бортовые автомобили «Урал-43206», «Урал-4320», «Урал-М» и NEXT.
При этом в прошлом году в России было выпущено более 28 тысяч грузовиков иностранных марок, и больше всего — 5240 — произведено на заводе Volvo в Калуге.
Основная часть производства грузовиков разбирается предприятиями — Газпром, Россети, Роснефть, Итеко и др., но часть идет и на экспорт.
БМВ
Автомобили из Баварии производятся и на территории Российской Федерации, а именно в европейской части страны – в Калининграде. На мощностях этого предприятия собрано сразу 7 моделей немецкого автогиганта: третьей, пятой, седьмой серии, а также кроссоверы Х1, Х3, Х4, Х5 и Х6.

Некоторые модели BMW собираются в Калининграде
Какие марки авто остались в России 2022?
В список входят: Jaguar, Land Rover, Bentley, Hummer, Tesla, Mercedes-Benz, Maybach, Lexus, Infiniti, Porsche, Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, Mini, Nissan и даже люксовые бренды, такие как Rolls-Royce, Мазерати, Бугатти, Феррари, Ламборджини и Астон Мартин.
Фольксваген
Поинтересовавшись, где в России собирают Skoda, следует помнить, что этот бренд входит в группу VAG. Следовательно, сборка автомобилей этой группы осуществляется на одних и тех же предприятиях.
На заводе в Калуге собирают:
- Шкода Рапид;
- Шкода Фабия;
- Фольксваген Мультиван;
- Фольксваген Поло;
- Фольксваген Тигуан;
- Фольксваген Туарег.

Тигуан, происходящий от российского перевозчика
Еще одно производство автомобилей группы VAG находится в Нижнем Новгороде. Для этого используются мощности отечественного автогиганта ГАЗ. На предприятии производятся следующие модели:
- Шкода Фабия;
- Шкода Октавия;
- Шкода Йети;
- Фольксваген Джетта.
Автомобильные заводы России
Производство автомобилей в России нельзя рассматривать как устойчивое развитие. Он делится как минимум на три характерных этапа:
- До 1917г производство представляли мелкие частные мастерские «Лесснер», «Дукс», «Россия», «Аксай», «Фризе и К». Контракты на строительство крупных, «казенных заводов боевых САУ») так и не были реализованы. Многие мастерские переименовали свою деятельность («Русский Рено» — производство авиадвигателей, «Руссо-Балт» — авиастроение).
- Советский период. Строительство крупных заводов — КамАЗ, ВАЗ, УралЗИС (теперь Урал, УльЗИС (теперь УАЗ), ЗИЛ, ЛАЗ, ПАЗ. Самым крупным (и одним из крупнейших в мировом масштабе) заводом был КамАЗ. Большое внимание уделялось производству грузовиков, которые до сих пор известны во всем мире.
- Современный период ознаменовался двумя событиями: децентрализацией производства, затем кризисом 90-х годов и началом производства и сборки иномарок, ставших неотъемлемой частью отечественного автомобилестроения.

На территории РФ много автозаводов
Первый автомобильный завод в России — АМО (завод Московского автомобильного общества), построенный еще в 1916 году. Пережив революцию, он оказался ненужным для современности — это всем известный завод им. Лихачева, закрыт в 2013 году. С 1916 года работает также завод Лебедева, который с 1960-х годов выпускал двигатели марки ЯМЗ (Ярославский моторный завод). Производство легковых автомобилей в России значительно опережает производство грузовых автомобилей, которые начали выпускаться серийно только в довоенный период.
Отечественные марки
Помимо компаний «с историей», известных еще с советских времен, сегодня появляются новые, развивающиеся бренды. Оба заслуживают упоминания:
- ГАЗ (Нижний Новгород). Один из старейших отечественных заводов существует с 1932 года. Специализация: легковые автомобили, грузовики, микроавтобусы.
- ВАЗ является наиболее финансируемым и производящим (в том числе на экспорт) предприятием. По итогам прошлого года самыми продаваемыми автомобилями в России являются Lada Vesta (первое место) и Lada Granta (второе место). Специализация: автомобили.
- УАЗ. Первоначально (с 1941 г.) завод являлся филиалом АМО ЗИЛ. Специализация: внедорожники для гражданских нужд, а также нужд МВД и армии.
- УралАЗ — довоенный объект, перекочевавший при эвакуации в город Миасс. Специализация: грузовики, самосвалы, шасси повышенной проходимости, которые можно использовать как в гражданских, так и в военных целях.
- КамАЗ является лидером по продажам грузовых автомобилей и в последние годы выпускал в среднем 400 000 автомобилей в год. Филиалы завода расположены во Вьетнаме, Пакистане, Китае, Эфиопии, Казахстане. Специализация: грузовые автомобили, бронированная военная техника (КамАЗ «Тайфун»).
- СЛЕДЫ. Основано в 1951 году. На сегодняшний день предприятие перепрофилировано на выпуск низкопольных автобусов (для города). Изначально она выпускала автобусы малого класса, предназначенные для движения по неблагоустроенным дорогам.
- ГолАЗ (Голицын) — относительно новое предприятие (основано в 1990 году). Именно автобусы ГолАЗ обслуживали 14-ю зимнюю Олимпиаду в Сочи. Специализация: сельскохозяйственная техника, автобусы всех классов, кроме малых.
- БАЗ (Брянск). Специализация: тяжелые шасси, тягачи специального исполнения для нужд армии.
- НефАЗ производит спецтехнику и автобусы на шасси КамАЗ.
- КАВЗ известен производством широкой линейки моделей бронированных автобусов. Сегодня от бронированной продукции пришлось отказаться и основной специализацией стал выпуск автобусов среднего класса (последняя очередь — «Аврора»).
- Marussia Motors — уникальный завод по производству спортивных автомобилей. Команда Marussia участвовала в Формуле-1 в 2009-2014 годах. После «новости» не было выпущено.
- Сконе. Bifabrikken производит автобусы и грузовики.
- Ирбитский мотозавод. По сей день завод выпускает тяжелые мотоциклы известной марки «Урал». Примечательно, что в России они продаются гораздо хуже, чем экспортируются. Так «Уральский патруль» был признан одним из самых продаваемых и качественных мотоциклов в США в 2010 году.
- Тролль. Специализация: производство троллейбусов. Существует с 2014 года.
- «Тонер». Специализация: производство прицепов к легковым автомобилям, седельным тягачам.
- АЗ «Чайка-Сервис». Специализация: комплексное спецоборудование для автомобилей.
На сегодняшний день закрыты: ТагАЗ (Таганрог), ЗиЛ, СеАЗ (Серпухов).

Завод ВАЗ в Тольятти
Иномарки
С 2000-х годов на отечественных просторах были запущены заводы, в основном по сборке иномарок. На сегодняшний день насчитывается 16 заводов, осуществляющих полный производственный цикл:
- Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors (заводы находятся в Санкт-Петербурге, General Motors пока не работает);
- Ford-Sollers (три завода в России — во Всеволжске, Елабуге и Набережных Челнах);
- Соллерс (Владивосток, производятся Mazda и Toyota Land Cruiser Prado);
- Рено (Москва).
- «Автотор» (Калининград, выпускаются различные модели Kia, Hyundai);
- Фольксваген, Пежо (Калуга);
- Дервейс (Черкесск);
- Горьковский автомобильный завод выпускает Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volksvagen Jetta;
- автоВАЗ выпускает Nissan Almera, Renault Logan;
- nissan Sentra производится на ИжАвто (Ижевск.
Если задаться вопросом, где расположены крупнейшие предприятия автомобильного производства России, то можно увидеть, что большая их часть сосредоточена в Поволжье, Центральном и Уральском экономических районах, небольшой район автомобильной промышленности находится в северо-западные районы. «Карта» заводов в основном сформировалась за счет эвакуации, проведенной во время Второй мировой войны. Внедрение «иностранного» производства также не могло этого изменить.

Автомобили собираются под строгим контролем специалистов
«Московские»

Еще один очень старый завод, ранее называвшийся «Автофрамос», а теперь именуемый «Рено Россия». На самом деле там собирают только две модели — Дастер и его близнец Террано. Флюенс по-прежнему производится методом крупноузловой сборки, старые Логан и Сандеро комплектуются со склада деталей.
Renault Duster Производство: Москва, Renault Россия
Проектная мощность объекта: 100 000
Фактический тираж (1 полугодие 2015 г.): 20 305 экз
Дастер на днях пережил рестайлинг, но почти не вырос в цене. Тем не менее, он более популярен, чем другие отечественные Renault — Logan и Sandero. Если кроссовер отклоняется в тираже 20 305 штук за полгода, то хэтчбек — 13 468 штук.
Новое лицо «АвтоВАЗа»
Франко-японский альянс Renault-Nissan, став акционером волжского автогиганта, обеспечил приток крупных инвестиций на завод. Подготовив за свой счет высококлассных специалистов, альянс стал выпускать на заводах ВАЗ автомобили Nissan Almera, а позже Renault Sandero и Logan. В свою очередь АвтоВАЗ смог создать несколько новых модификаций Lada (Priora, Granata, Kalina, Largus, Lada 4×4), приобретая при этом «ИжАвто».
Волжский автомобильный завод также образовал совместное предприятие с General Motors, после чего начал выпускать Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Astra и Opel Antara. В городе Тольятти начали собирать совместно разработанную «Шевроле Ниву», нашедшую множество поклонников в нашей стране.
Успешное сотрудничество в области совместного производства иномарок начало стремительно развиваться, и еще в 2011 году производство автомобилей иностранных марок превысило 60% от общего количества автомобилей, выпускаемых Группой «Волга.

Cadillac
Cadillac SRX будет собираться в России, но команда Cadillac опровергла эту информацию.
Кстати, отличное качественное видео про Cadillac Escalade.
Какие авто сейчас производят в России?
Сейчас в России собираются коммерческие модели под брендами Peugeot, Citroen и Opel, а также автомобили Citroen C4 Sedan и Peugeot 408 (плюс турбодизели объемом 1,6 л выпускаются на калужском заводе).
Тойота
Не все знают, где в России собирают Тойоту. Следует отметить, что производственные предприятия этой автомобильной компании расположены в нескольких городах страны.

Санкт-Петербург Камри
Так, модели Camry и RAV-4 собираются на заводе в Санкт-Петербурге, а внедорожник Toyota Land Cruiser Prado производится на востоке – во Владивостоке.
«Фольксваген Груп Рус»
Что касается других автопроизводителей, то четыре компании имеют долю в диапазоне 5-9%: «Фольксваген Груп Рус», «ГАЗ» и «Рено Россия».
Volkswagen Group Rus выпускает автомобили на двух промышленных предприятиях. Один завод был построен под Калугой, а еще один сборочный конвейер был арендован в Нижнем Новгороде на мощностях ГАЗ.
Выпускаются автомобили Volkswagen Tiguan, Taos, Polo, а также Skoda Rapid, Skoda Octavia, Skoda Kodiaq и Karoq.
Помимо производства автомобилей, в Калуге расположен завод по выпуску бензиновых двигателей 1,6 MPI серии ЕА211. В 2022 году на «Фольксваген Груп Рус» приходилось 8,8% всех автомобилей, произведенных в России.

Супер базовое оборудование. Что потеряют автомобили из-за отсутствия чипов? Более
Mitsubishi
В ответ на мой запрос информацию сообщили, что автомобили Mitsubishi собираются в Калуге. На этом заводе собираются все варианты Mitsubishi Outlander, а также дизельная версия Mitsubishi Pajero Sport.
-

МИЦУБИСИ ПАДЖЕРО СПОРТ
-

МИЦУБИСИ АУТЛАНДЕР
Volkswagen Group
Завод в Калуге с максимальной производственной мощностью 225 000 автомобилей в год выпускает ряд моделей марок Volkswagen Group. Это бюджетные малолитражки Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а также кроссоверы Volkswagen Tiguan. Ранее компания использовала метод крупноузловой сборки для сборки седанов Audi A6 и A8, внедорожников Volkswagen Touareg и коммерческих автомобилей T6. В настоящее время в Калуге действует производство популярных бензиновых двигателей 1,6 MPI серии EA211 — производственные мощности позволяют собирать 150 тысяч таких «четверок» ежегодно».
В Нижнем Новгороде обосновались и Skoda – на местном заводе ГАЗ рождаются Octavia и Kodiaq, которым с декабря 2019 года является компактный кроссовер Karoq, собираемый по полному циклу.
«Нижегородские»

После ужасной гибели Volga Siber Бо Андерссон (тот самый!) волевым решением признал легкое производство собственных моделей ГАЗ нецелесообразным и раздал конвейер тем, кто что-то в этом понимает. Так VAG пришел к берегам Волги.
Две модели Skoda и одна модель VW собираются в цехах ГАЗ по полному циклу. С локализованными двигателями: импортный турбированный 1.2 TSI для наших моделей заменили на атмосферный 1.6, который будут собирать в Калуге.
VW Jetta / Skoda Octavia / Skoda Yeti Производство: Н.Новгород, ГАЗ
Вместимость объекта: 132 000 мест
Фактический тираж (1 полугодие 2015 г.): нет данных / 10 999 экземпляров / нет данных
Октавия, в отличие от калужского «Рапид», располагалась сразу, и мы не ждали ее два года, получив одновременно со Старым Светом. Jetta сначала отправилась в Россию с завода в Мексике, но сейчас ее собирают в Нижнем. Йети некоторое время кочевал из Чехии в Калугу и обратно, пока не нашел свое законное место на Волжском заводе.
Renault
Французский бренд, выпускающий популярные малолитражки Logan, Sandero и Duster на мощностях столичного предприятия Renault Россия, пришел в нашу страну очень давно. В июле 1998 года было подписано соглашение с правительством Москвы о создании СП «Автофрамос» на базе завода АЗЛК. Через год был открыт цех неполной сборки для сборки Renault Megane, 19 и Clio Symbol. Весной 2005 года было завершено строительство завода, где начали производить полный цикл седана Logan, ставшего на тот момент самым продаваемым автомобилем иностранного бренда в России.
BMW
Автотор начал сборку автомобилей известной немецкой марки в России в ноябре 1999 года. Калининградский завод собирает только крупные агрегаты, т.е готовые автомобильные детали доставляются на завод, где их только собирают готовыми к эксплуатации.
В 2020 году «Автотор» собирает такие модели, как:
- БМВ-3;
- БМВ-5;
- БМВ-7;
- БМВ Х1;
- БМВ Х3;
- БМВ Х4;
- БМВ Х5;
- БМВ Х6.
бмв х6
бмв х5
бмв х4
бмв х3
бмв х1
бМВ 7
бМВ 5
бмв 3 г20
Ford
27 марта 2019 года компания Ford Sollers объявила о прекращении производства автомобилей в России.
Рекомендую посмотреть короткое видео про Ford Mustang Mach-E, очень крутой электромобиль.
Рено
Благодаря тому, что группе Renault-Nissan принадлежит часть акций АвтоВАЗа, модели этой марки активно представлены на отечественном автомобильном рынке. Задаваясь вопросом, где в России собирают Рено Дастер, следует знать, что производство и сборка французских автомобилей осуществляется на нескольких заводах, расположенных в разных уголках страны.

Тряпка на конвейерной ленте
На предприятии в Москве собираются следующие модели:
- Логан;
- Меган;
- Сандеро;
- Веник для пыли;
- Поток;
- Колеос;
- Широта.
На мощностях Волжского автомобильного завода в Тольятти собирают всего две модели — Sandero и Logan. Следует отметить, что автомобили Рено в настоящее время невероятно популярны и востребованы среди отечественных автомобилистов.
Это связано с простотой ремонта и обслуживания всех моделей, так как большинство деталей совместимы с бытовой техникой.
Кроме того, многие детали производятся на отечественных заводах, что исключает любые трудности с поиском автозапчастей и расходных материалов, а также значительно снижает затраты на содержание легковых автомобилей в надлежащем техническом состоянии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на реальные отзывы владельцев автомобилей.
- https://BanksToday.net/last-articles/rossijskij-avtoprom-uzhe-davno-ne-tolko-avtovaz-kakie-v-rossii-est-avtozavody-i-chto-oni-vypuskayut
- https://AutoFAQ.info/kakie-avtomobili-sobirayut-v-rossii-2020/
- https://infokia.ru/drugie-avto/kakie-inomarki-sobirayut-v-rossii-spisok-2019-2020
- https://quto.ru/journal/autorambler/kakie-avtomobili-inomarki-sobirayut-v-rossii.htm
- https://CarPlan56.ru/novosti/gde-vypuskayut.html
- https://dzen.ru/a/X0OCmnx2RwwgdeG8
- https://fishki.net/auto/1598094-inomarki-otechestvennoj-sborki-obzor-proizvodstvo-i-ceny.html
- https://mycary.ru/car/tehosmotr/avtomobili-rossijskoj-sborki.html
- https://kuzov-media.ru/articles/avtolyubitelyam/sdelano-u-nas-kakie-inomarki-sobirayut-v-rossii/





