Определять время замены моторного масла по километражу
Самый популярный способ. За простоту и понятность одинаково любим и автомобилистами, и автопроизводителями. Тем не менее, точность такого метода расчета чересчур низкая. Особенно при распределении периода замены масла для легковых машин. Ведь в нем не учитывается ряд важнейших параметров, которых коснемся чуть ниже. В ответ на эти претензии приверженцы определения времени работы автомасла напоминают, что при расчетах интервалов производителями автотехники уже учтены ухудшающие факторы.
Использующие этот способ автолюбители делятся на 2 группы. Одни всецело доверяются рекомендациям по замене автомасла производителей. Следуют им сами и рекомендуют другим. Другие считают, что производители машин и автомасел намеренно вводят их в заблуждение указывая завышенный период замены масла в исключительно благоприятных условиях. Которых, разумеется, у нас в России никогда не бывает.
Здесь нужно встать на защиту автомобилестроительных предприятий. Они также отдают себе отчет в том, что условия эксплуатации автопарка в разных странах зачастую разные. И, соответственно, для российских условий многие автозаводы рекомендуют менять масло чаще, чем для западных стран. И вне зависимости от стран автобренды обычно дополнительно вносят коррективы на работу в особо тяжелых условиях. Другой вопрос, что пользователи (и авторы статьи в этом не исключение) редко обращают внимание на подобные поправки.
В конце статьи таблица с рекомендациями оптимальных интервалов замены масла в двигателе 35 ведущих автобрендов.
Да и если рассудить здраво, то какой прок автомобилестроителям и масленщикам от неправовомерного завышения сроков работы масла? Для первых это повышает риск гарантийного ремонта. Для вторых напрямую может вести к сокращению их доходов. Ведь если масло в двигателях начнут менять вдвое реже, то и покупать это автомасло станут вдвое меньше. Такой сговор блендинговых компаний выглядит не логичным. Так что конспирологическая теория в данном случае выстроена на песке. Или на масле ;).
И все казалось бы хорошо, вот только определение и учет всех этих дополнительных поправок, попытка выяснить, что уже учел тот или иной производитель при рекомендациях, а что нет и каков вклад каждого параметра может превратиться в целый квест. Это хорошо как гимнастика ума, но, мягко говоря, не очень продуктивно.
По регламенту автопроизводителей для большинства легковых авто замена масла в двигателе проводится после пробега в 10-15 тысяч километров и примерно вдвое меньше для дизельных и турбодвигателей. Но часть водителей самостоятельно рассчитывают периодичность замены. Причем некоторые из них ничтоже сумняшеся меняют каждые 5000 км. Другие идут более сложным путем и высчитывают сроки замены опираясь на количество моточасов и условия эксплуатации. И вот мы незаметно подошли ко второму виду расчета периода замены масла.
Признаки, которые подсказывают менять масло
Рассмотрим, какие признаки указывают на проблемы с маслом, и разберём способы их устранения:
-
мотор глохнет во время работы — проверьте топливный фильтр на засорённость;
-
горит индикатор Check engine — возможно, пришло время поменять масло;
-
перегрев двигателя — замените или долейте моторное масло;
-
шумность мотора при работе — посмотрите пробег, возможно, уже пора заменить смазывающий материал;
-
пахнет маслом в салоне — масло сгорает от перегрева двигателя или образовалась утечка;
-
валит дым из выхлопной трубы — признак утечки, устраните и залейте новое масло.
Для измерения вязкости можно воспользоваться щупом. Капля масла не должна стекать с него вниз, как вода. Если состав в норме, масло собирается, поддерживается 5–7 секунд и только после спадает вниз.
Учитываем условия эксплуатации
Напомню, какие условия считаются трудными и требуют более частой замены масла в двигателе.
- Регулярные поездки на малые расстояния
- Длительная работа двигателя в режиме холостого хода
- Эксплуатация на запыленных, неровных дорогах
- Эксплуатация автомобиля в местности, где для обработки дорог используются реагенты, вызывающие коррозию
- Эксплуатация автомобиля в условиях сильной запыленности
- Эксплуатация автомобиля в зонах с напряженным трафиком движения
- Эксплуатация автомобиля в горах
- Буксировка прицепа или автомобилей
- Использование автомобиля в качестве патрульной машины, такси, с иными коммерческими целями
- Эксплуатация при скорости движения свыше 170 км/ч
- Движение с частыми остановками
- Эксплуатация в очень холодную погоду
Это перечень из заводской инструкции. Жаль, что эту страницу обычно пролистывают. Ведь в таких режимах ездят многие автомобили.
В трудных условиях масло в двигателе рекомендовано менять на 7,5 тысячах пробега или раз в полгода.
Я поддерживаю сокращение пробега, но не временного интервала замены масла. Если пробеги невелики, то масло можно менять не каждые 6 месяцев, а раз в год.
Отталкиваться в определении интервала между заменой масла от моточасов
Наиболее универсальный способ, и многими профессионалами считается наиболее точным. Суть его сводится к тому, что поскольку двигатель работает по времени, а не по расстоянию, то и рассчитывать сроки замены масло логичнее отталкиваясь именно от моточасов.
Если оценивать частоту замены масла как в первом пункте, то окажется, что для машин двигающихся в городском режиме и для машин в холодных регионах, которым требуется длительный прогрев ни о каких 15 тыс. км речь идти не может. И коррективы, которые вносят производители даже близко не отражают реальное положение дел.
Если инструкция к автомобилю предписывает заменять масло не реже чем каждые 15 000 км, то при средней скорости 50 км/ч это соответствует 300 часам. Если принять эту величину за ориентир, то и при меньшей средней скорости можно менять масло через те же 300 моточасов, хотя пробег при этом будет меньше.
Считается, что оптимальный интервал замены масла в двигателе для легковых авто составляет от 200 до 400 моточасов при различных режимах эксплуатации за исключением максимальной нагрузки, в том числе, езды на максимальной скорости и максимальных оборотах в зависимости от типа автомасла (минералка, синтетика или полусинтетика, ПАО масла (полиальфаолефиновые масла), эстеры или гидрокрекинговые масла (HC, HVI,VHVI), полностью из первичного сырья или с с добавлением регенерированного (восстановленного из отработки). Для сравнения, 300 моточасов в загородном режиме движения, в котором фактическая средняя скорость 70 км/ч — это 21 тыс. км. Автопроизводители и производители автомасел вносят корректировки на прогрев и на пробки и заявляют о 12-15 тыс. км. Но средняя скорость в городском цикле не превышает 25 км. А эксперименты в США и Италии проведенные авторитетными автожурналами (Quattroruote (Кватроротте) и Automobile Magazine (Автомобильный журнал)) говорят о средней скорости до 20 км/ч. Те же 300 моточасов в таких условиях — это всего лишь 6 тыс. км, а никак не 15.
Выходит, что для городских жителей и для водителей в северных регионах России, то есть в итоге для большинства жителей нашей страны, нужно считать именно по моточасам. Если, конечно, исходить из посылки, что мы заботимся о своем автомобиле.
Для кого вообще актуально рассчитывать интервал по времени работы двигателя?
Допустим вы в средней полосе и используете примерно 8 месяцев летнее масло и около 4-х месяцев зимнее автомасло. При этом ездите исключительно по пробкам на работу и с работы. Что получается в этом случае?
Если вы в два конца укладываетесь в 3 часа, то вам не нужно высчитывать никакие моточасы, да и километраж, собственно, тоже. Вы просто 1 раз в год заливаете зимнее масло и 2 раза в год летнее. В любом случае, вы уложитесь в диапазон эффективности масла. Даже если вы высчитаете, что в теплое время года моторное масло оптимально будет заменить с точки зрения моточасов не через 4 месяца, а через 5 месяцев и одну неделю, то что вы выиграете? Ведь через 3 месяца после этого вам переходить на зимнее моторное масло.
Если же в среднем вы проводите не более полутора-двух часов в день за рулем, то меняйте масло 2 раза в год переходя с зимнего на летнее. Тот же вопрос встает, когда мы говорим о длительном прогреве. Все зависит от того о какой именно длительности идет речь? Если вы вынуждены прогревать машину по часу два раза в день, то это одно, если полчаса раз в день, то разница не повлияет на итоговый результат. Еще больше смысла ориентироваться на календарь для машин условно называемых «автомобилем выходного дня» и для тех, чья машина лишь транспорт для поездок на дачу.
Как мы видим круг существенно сузился.
Если вы ездите в холодном климате и большую часть года вынуждены длительно прогревать свой автомобиль и попадаете в час пик, или же вы живете В Москве или СпБ и даже в летнее время проводите в пробках по 5 часов ежедневно, или вы экспедитор, таксист, доставщик еды.., конечно второй пункт для вас. Или ваш регион — Краснодарский край и вы не хотите переходить на зимнее масло.
В остальных случаях не стоит забывать и том, что определение по моточасам расчетное, то есть по определению неточное и не самое простое. Поэтому многие водители отказались от такого способа расчета даже признавая все его плюсы. Так что переоценивать его не стоит.
Для тех, кто решил остановить свой выбор на этом варианте определить момент, когда нужно поменять моторное масло поможет счетчик моточасов. Такие приборы способны облегчить вам жизнь. Они могут быть электронными, или электромеханическими. Могут активироваться от вибрации или от зажигания. Некоторые из них выполняют еще и функцию тахометра. В дорогих автомобилях нередко такие счетчики устанавливаются сразу производителями. Что интересно, не все счетчики моточасов считают собственно моточасы, но этого мы коснемся позже, поэтому не будем забегать вперед. Выбор за вами.
Определять интервал между заменами автомасла по расходу топлива
Это самый интересный и, по непонятной причине, самый малоизвестный вариант. И расход масла, и расход топлива по сути являются производными одних и тех факторов. Коррелируют они оба большего всего с объемом выполненной работы. И это логично.
Задача моторного масла (motor oil, engine oil) предотвращать, насколько возможно, износ двигателя. Износ в норме большего всего зависим от объема выполненной работы. И расстояние и время работы ведь только составляющие самой работы. И подходят они для измерения времени деградации масла только по этой причине. И расход топлива точнее отражает проделанную аппаратом работу, чем предыдущие параметры. Потому что поступающий бензин (газ, дизель, спирт) как раз ее и обеспечивает. Никому не нужно объяснять, что 100 моточасов работы двигателя на 2000 оборотах далеко не тоже самое, что 100 моточасов на 6000 оборотов. Передвижение автомобиля весом 2 тонны на расстояние в 1000 км отличается от передвижения однотонной машины на ту же дистанцию. Включенный климат-контроль (автокондиционер, любая другая электроника), неисправности систем, все это увеличивает и выполняемую работу, и нагрузку на двигатель. И расход топлива. И, конечно, сокращает время жизни двигательных масел. Все логично и даже почти все понятно… кроме самого главного. Как считать-то? Какое именно количество топлива должно быть израсходовано до следующей замены масла? И как узнать сам общий расход топлива? Считать все заправки и дозаправки, записывать на стикеры и расклеивать их по всему салону? Кто-то так и делает. Кто-то расплачивается картой и подсчитав расход за какой-то период (месяц-два) экстраполирует данные на больший срок. Кто-то передоверяет эту работу автоматике. Часть счетчиков моточасов на самом деле считают именно расход топливо и затем автоматически конвертируют в условные моточасы. Это самый простой и удобный способ.
Если по каким-то причинам пересчет вы хотите выполнить сами, но при этом сэкономить время, то можете принятьза правило, что в сегодняшних бензиновых моторах расход масла составляет примерно 0,2% от расхода топлива. Турбомоторам нужно существенно больше смазки, дизельным еще больше, а роторным двигателям больше, чем даже дизелям. Для более точного подсчета можете воспользоваться калькуляторами расхода топлива из интернета. Название одного из них настолько впечатляюще, что мы решили привести это название полностью — «Калькулятор эмпирического расчета периодичности замены масла по фактическому расходу топлива». Если заменить калькулятор на электронно-вычислительное устройство, масло на смазочную техжидкость для двигателя, а топливо на теплотворную жидкость для двигателя внутренного сгорания, то название калькулятора станет настолько длинным и страшным, что люди начнут бояться считать и будут верить на слово.
От вас требуется ввести три параметра:
- Пробег, рекомендованный автопроизводителем до замены масла
- Расход топлива заявленный производителем на 100 км
- Фактический расход топлива на 100 км
и вам выдается периодичность смены вашего моторного масла.
Водители, которых не пугают формулы, могут воспользоваться одной из формул расчета интервала замены двигательного масла, например формулой Кублина.
формула Кублина:
Пробег(км) = (244.38 х TBN x Vм х Vдв) / (L100 x Pлс)
Vм = кол-во литров масла при замене;
Vдв = паспортный объём двигателя в кубических сантиметрах;
L100 = расход топлива в литрах/100км;
Pлс = паспортная мощность двигателя в лошадиных силах;
TBN= щелочное число масла.
В ней ключевой показатель для расчета расход топлива, но последний пункт — это щелочное число масла. И это подводит нас к способу №4
Фильтр
Периодическая замена масла в двигателе автомобиля в обязательном порядке должна сопровождаться и заменой масляного фильтра. Работа двигателя с забитым фильтрующим элементом, приравнивается к эксплуатации без него, потому как масло поступает в двигатель не очищенным. В данном случае открывается перепускной клапан, и жидкость идет напрямую, не очищенной и содержащей в себе всевозможный мусор из масляного блока, что приводит к стремительному износу двигателя. При замене фильтра следует смазать резиновую прокладку, расположенную по контуру фильтра.
Как поменять моторное масло в автомобиле?

Итак, как поменять моторное масло в двигателе автомобиля:
- Запустить автомобиль на 5 или 10 минут.
- Найти крышку слива масла. Почти во всех автомобилях крышка находится чуть ниже самого двигателя.
- Поместить контейнер под сливную пробку. Нужно взять любой контейнер, чтобы собрать все масло, и поместить возле него полиэтиленовый пакет для легкой последующей очистки.
- Снять сливную пробку. Нужно снять крышку рукой, чтобы не давить слишком сильно. Масло может быть горячим, поэтому нужно действовать осторожно.
- Дождаться пока все масло выйдет из двигателя.
- Найти и удалить масляный фильтр.
- Пока масло стекает, можно снять фильтр. Нужно найти черный цилиндрический контейнер или металлический цилиндр, который ввинчивается в двигатель.
- Нужно вставать и завинтить новый фильтр.
- Заменить опорожничную крышку. Когда все масло покинет бак, нужно будет заменить крышку.
- Снять масляную заправочную крышку.
- Влить чистое и качественное масло. Нужно влить новый продукт в масляный бак. Чтобы не переусердствовать следует измерять жидкость масляным стержнем, пока он не испачкается в интервале между двумя выемками.
Через сколько нужно менять масло в двигателе

Водители по-разному определяют момент, когда надо менять смазку в машине. Основную проверку можно проводить при помощи масляного щупа. Если на нем видны темные следы смазки, значит, надо менять масло в двигателе. Хотя, как часто это делать − решать вам.
Рекомендации завода.
В стандартном руководстве по эксплуатации указана информация, где прописано время замены жидкости в автомобиле. В основном, это пробег от 13 до 15 тыс. км.
Предоставленные данные подходят тогда, когда у вас идеальные условия при использовании автомобиля:
- Мотор в идеальном состоянии.
- Перегрев отсутствует.
- Эксплуатация при небольших оборотах.
При идеальном режиме скорость автомобиля должна быть выше 50 км/ч. Такие параметры обычны для длительных поездок за городом.
Часто приходится отклоняться от предъявленных заводом-изготовителем требований. Менять смазку в моторе нужно чаще, если авто эксплуатируется в таких условиях:
- Езда в горных районах.
- Многократная буксировка.
- Чрезмерно пыльный воздух.
- Значительные перепады температуры, сильные заморозки.
- Повышенная влажность.
С учетом таких условий необходимо для длительной поездки запасаться моторным маслом.
Что советуют специалисты.
На протяжении всей работы масло бывает трех типов, разделенных на группы. В соответствии с этим и определяют, как часто надо менять масло в двигателе автомобиля:
- Смазка чистая – двигатель находится в идеальном состоянии (пробег до 7,5 тыс. км).
- Смазка рабочая – мотор подвержен вредному воздействию грязного масла (пробег 8–15 тыс. км).
- Смазка аварийная – засорение масляной системы, экстремальное изнашивание элементов (пробег свыше 15 тыс. км).
Масло в силовом агрегате необходимо менять с учетом условий работы автомобиля:
- После 5–7 тыс. км – машина практически всегда в пробках и среднее значение скорости около 30 км/ч.
- После 13–15 тыс. км – автомобиль большую часть времени эксплуатируется на загородных дорогах.
- Менять моторное масло следует каждый год, потому что оно устаревает, при этом не учитывать пробег транспортного средства.
Совет! Как часто надо менять масло в двигателе, подскажет счетчик моточасов. Если мотор отработал 300 моточасов, то пришло время менять смазку.
Контролируем расход и цвет
Как проверить качество масла – хитрый способ
Для такой оценки работоспособности масла нужно регулярно проверять его уровень. Хотя бы раз в 1-1,5 тысячи км пробега.
Если уровень на протяжении нескольких тысяч километров почти не менялся, а потом начал резко падать – масло пора менять. Внезапно увеличившийся расход свидетельствует о том, что либо условия работы двигателя слишком тяжелые, либо масло недостаточно качественное.
При некоторых неисправностях в масло попадают антифриз или топливо. В этом случае уровень масла растет.
При попадании антифриза появляется белая или светло-желтая эмульсия на щупе и крышке маслозаливной горловины. Бензин и дизтопливо вызывают разжижение масла, появляется характерный запах.
Эксплуатировать мотор на таком коктейле нельзя. Масло безусловно нужно заменить. Но только после устранения неисправности.
Как правильно заменить масло в двигателе

Последовательность замены моторного масла:
- Завести мотор и оставить его работающим на пару минут.
- Поставить под сливную заглушку емкость, в которую будет сливаться смазка.
- Открыть заливное отверстие.
- Слить масло. Подождать, пока оно полностью вытечет, и поставить пробку обратно.
- Установить новый фильтр. При этом нужно смазать резиновую прокладку каплей масла.
- Залить новую смазку через заливное отверстие при помощи воронки.
- Закрутить крышку и запустить мотор на пару минут.
- Измерить щупом уровень масла через 10 минут и долить, если возникла необходимость.
Промывать систему нет необходимости, если использовать хорошее горючее и менять масло вовремя. В ином случае можно сделать промыв специальными составами.
Следовать ли заводским рекомендациям?
Некоторые владельцы, ездящие исключительно по городу с упорством, достойным лучшего применения, следуют рекомендациям производителя. Сказано менять раз в 15 тысяч километров – значит, именно так и следует делать. Интервал замены масла рекомендован компанией, выпустившей высокотехнологичный продукт. Ей виднее!
Специалисты же настоятельно рекомендуют существенно сокращать пробег, особенно, если ареал обитания автомобиля – мегаполис. Судите сами. Один и тот же пробег может существенно различаться по моточасам. Автомобиль проезжает стокилометровый участок по трассе за час, но в городской толчее в попытках одолеть такое же расстояние может молотить долгими часами.
В свое время эксперты «За рулем» привели следующие наглядные данные, объясняя необходимость сокращать межсервисный интервал при замене масла для автомобилей, большую часть времени проводящих в больших городах. Обычно среднестатистический житель каменных джунглей проезжает в день порядка тридцати километров, при этом скорость движения редко превышает 50 км/ч, а время в пути измеряется часами. Очевидно, что за это же время по трассе можно преодолеть несколько сотен километров, поэтому логичнее учитывать не пробег, а моточасы – в подобных условиях масло не выдержит 15 тысяч километров, предусмотренных фирменным регламентом. При средней скорости 50 км/ч расстояние в те самые 15 тысяч километров будет эквивалентно 300 часам работы двигателя.
Не стоит забывать и о комфортности режима работы агрегата. Каждый водитель знает, что при равномерном движении по трассе со скоростью 100-120 км/ч мотор совершенно не напрягается, да и обдув картера достаточный. Правда, здесь следует учитывать также передаточные числа в коробке передач и главное передаточное отношение – некоторые модели с «короткими» числами способны утомить повышенными оборотами. А теперь вспомните пробку в летнюю жару…
От чего зависит периодичность замены масла

Все производители транспортных средств в инструкции подробно указывают, как часто надо менять масло в двигателе. Однако эти данные часто не соответствуют действительности. Как правило, в документах показан километраж, который варьируется в пределах 10–15 тыс. км, все зависит от марки машины. В реальной жизни на показатели влияет большое количество различных факторов:
- Вид топлива и его качество (бензин, газ, дизель).
- Рабочий объем силового агрегата.
- Вид применяемой смазки.
- Марка используемого масла (полусинтетическая, синтетическая, минеральная).
- Структура смазки в двигателе.
- Суммарный пробег.
- Метод замены.
- Качество применяемого масла.
- Условия эксплуатирования автомобиля.
- Отсутствие неисправностей в машине.
В данном списке нет рекомендаций производителя, потому что для него менять масло через определенные периоды – всего лишь рекламный ход.
- Объем и тип двигателя.
Мощный двигатель может без проблем выдержать большие нагрузки и непростой режим работы. При этом смазка не становится хуже и не возникает вопрос о том, как часто надо менять масло в двигателе автомобиля. Машина, у которой мощный мотор, может двигаться со скоростью 120 км/ч, не испытывая значительных перегрузок.
Автомобили с небольшим расходом топлива оснащаются трансмиссией, у которой малое передаточное число, позволяющее ездить с незначительной скоростью и оборотами силового агрегата. Однако в тяжелых ситуациях двигатели малолитражек получают более сильную нагрузку, чем мощные моторы. При увеличении нагрузки поршневая система сильнее греется и происходит увеличение количества газов в картере, а это ведет к повышению температуры моторного масла.
Наибольшие трудности испытывают малолитражки, у которых форсированный двигатель объемом 1,2 л. К этому нагрузку добавляет еще и турбокомпрессор.
Использовать в качестве главного критерия расхода масла химические характеристики самого масла — его щелочное число и пакет присадок
Щелочное число (ЩЧ) или TBN (Total Base Number)– это мера запаса щелочности масла, определяемое, как правило, у моторных масел, которые используются в системах с картером. Картер, — сборник кислот, которые образуются в моторном масле при сгорании топлива и попадают туда при прорыве продуктов сгорания. Щелочь препятствует слишком быстрому окислению, то есть выгоранию моторного масла. Окисление — один из главных показателей деградации масла (наряду с истощением присадок и загрязнением масла). Во время работы мотора щелочное число масла по понятным причинам постепенно уменьшается. Соответственно, от скорости снижения щелочного числа напрямую зависит то, как часто масло нужно менять. Важно количество гидроксида калия в масле спустя определенное количество моточасов. Или наоборот, по тому насколько быстро увеличивается количество окислов. В новом масле высоким щелочным числом считается от 9 мг КОН/г и выше и нужно в первую очередь для дизельных двигателей. Для бензиновых моторов среднее значение 7-8 мг КОН/г.

Щелочное число моторного масла
Во всех предыдущих вариантах при расчете учитывали физические параметры: время, расстояние, или работу. В противоположность им четвертый метод расчета в качестве главного параметра берет химические составляющие. Как ни крути, но мы говорим об автохимии и химпараметры должны быть в приоритете. С другой стороны если мы оцениваем время работы масла, то и исходить по идее более правильно прежде всего из свойств самого масла. О сроках замены масла можно судить по скорости его деградации. Конечно в чистом виде это очень сложная задача, слишком большое количество переменных при этом приходится учитывать.
Например, истощение присадок, характеристики базовых масел (минеральное, гидрокрекинговое, ПАО или эстеры, соотношение типов масел в полусинтетике, первичное или регенерированное и т. д.), скорость снижения щелочного числа, изменение вязкости и скорость загрязнения масла в двигателе.
Подробно все составляющие разбирать не будем, иначе и без того немаленькая статья превратится в книгу. Абзац о щелочном числе привели, чтобы стал понятен масштаб проблемы. Понимая всю сложность таких расчетов были придуманы стандарты для масел. В таблице вы можете увидеть отличия срока службы для масел в зависимости от их классификации.
| Классификация | Моточасы |
| ACEA E2, API CF, CF-4, CG4 | 250 |
| API SM/SN | 350 |
| VDS, ACEA E3 | 400 |
| VDS-2 | 600 |
Таблица «Срок службы моторного масла в зависимости от спецификаций»
Менять масло по календарю
Для кого этот способ подходит лучше всего мы уже писали в начале статьи, поэтому не будем повторяться.
Разумеется нельзя сбрасывать со счетов внешние факторы, влияющие на расход масла.
Вот самые важные:
1. Степень износа двигателя вызывает повышенный расход смазочного масла
2. Тип двигателя. В дизельных, роторных двигателях расход масло больше. Степень нагруженности (турбирование, степень сжатия, температурный режим).
3. Тип топлива. Для спирта и дизельного топлива смена масла нужна чаще, а для пропана и метана наоборот, реже. Эти рекомендации были сделаны как после исследований НАМИ, так и даются напрямую некоторыми автопроизводителями.
4. Температура окружающей среды. Скорость теплообмена напрямую зависит от разницы температур. При высокой внешней температуре условия теплообмена резко ухудшаются, деградация смазочных свойств масла ускоряется. Как ни странно это еще не самая большая проблема. Высокая температура окружающей среды, например, в пустыне, способствует окислению, увеличению испаряемости и срабатываемости присадок.
5. Антифриз. Охлаждающая жидкость низкого качества приводит к перегреву двигателя и также к ускоренной деградации масла.
6. Масляный фильтр. Низкое качество фильтров или слишком редкая их замена также сокращает сроки работы масла.
И нужно помнить, что необоснованное увеличение интервалов замены уменьшает надежность эксплуатации двигателя.
А если мотор новый?
Даже если у вас свежий или полностью исправный двигатель, смазочный материал все равно будет стареть естественным образом с ухудшением свойств – окисление сделает свое дело, да и присадки и моющие добавки со временем потеряют свою эффективность. А еще масло постепенно накапливает в себе большое количество разной «грязи» – его цвет темнеет из-за продуктов износа, смытых загрязнений, сажи. В таком случае вязкостно-температурные характеристики начинают отличаться от таковых у свежего масла и, разумеется, не в лучшую сторону. В особо запущенных случаях результатом растянутого интервала замены масла может стать загрязнение каналов масляной системы продуктами износа и отложениями. Снижение прокачиваемости смазочного материала в свою очередь будет вести к масляному голоданию и сокращению ресурса агрегата.
Когда и как часто менять моторное масло?

Итак, первая рекомендация по вопросу о том, как часто менять моторное масло, — это обратиться к руководству по эксплуатации ТС. В нем могут содержаться конкретные рекомендации для модели автомобиля, которые необходимо соблюдать.
Автомобили, возраст которых превышает 10 лет, требуют замены моторного масла чаще, обычно между 7 000 и 15 000 км. Более новые автомобили, напротив, не требуют замены моторного масла так часто, и даже могут проехать 30 000 км без замены смазочного материала без каких-либо проблем.
Все эти рекомендации относятся к автомобилю, эксплуатируемому в нормальных условиях. Однако если автомобиль эксплуатируется в экстремальных погодных условиях, при очень низких или очень высоких температурах, масло придется менять чаще, так как в таких условиях срок службы смазочного материала сокращается.
Также следует менять масло чаще, чем указано в руководстве по эксплуатации автомобиля, если ТС совершает достаточно активно поездки по городу. Это касается такси, машин скорой помощи и полицейских авто.
В любом случае, если водитель не слишком часто использует автомобиль, то следует менять моторное масло раз в год.
Как определить график замены масла в своём транспортном средстве
Когда в теории всё понятно, на практике вопрос остаётся открытым и автолюбители по-прежнему не уверены, как поступить в конкретном случае. Определим несколько моментов, которые помогут понять график смены масла в моторе:
-
рекомендации производителя — смотрите в технической документации;
-
режим вождения — чем больше нагрузка на силовой агрегат, тем чаще меняем масло;
-
качество горючего — зависит от честности АЗС, некачественное масло менять нужно чаще;
-
тип используемого масла — учитывайте сезонность, использовать зимой летнее масло нельзя;
-
подсказки вашего авто — будьте внимательны к признакам неполадок из-за старого масла и к индикаторам масла в автомобиле.
Начните с данных в документах к автомобилю и убавьте из общего рекомендуемого пробега. Если все факторы указывают, что масло могло быстро деградировать, меняйте его каждые 6000–8000 км.
Почему интервал замены, установленные производителем, не эталон
Каждый производитель использует свой алгоритм для определения, сколько нужно побега, чтобы заменить смазочную жидкость. Этот показатель определяется в моточасах опытным путем в процессе тестирования двигателя. Вопрос в том, в каком режиме тестировался силовой агрегат.
При тестировании производители используют топливо высокого качества, мотор работает на оптимальных оборотах, режим соответствует ездовому циклу «шоссе» или «за городом».
Исходя из этого, пробег должен определяться в моточасах. Возникает несоответствие, так как на одних и тех же оборотах пробег автомобиля по городу, проселочной дороге или трассе будет разным. Поэтому связать, сколько получено моточасов при тесте и фактическое количество тысяч километров пробега достаточно сложно.
Выбор масла
Необходимо выбрать тип моторной смазки для машины. В сервисной книжке производитель указывает рекомендуемые типы масла и объем, который необходимо залить в силовой агрегат. Рекомендуется использовать тот же тип масла, который был залит до этого. Если менять на другой тип в обязательном порядке проводится промывка.
Моторные масла бывают нескольких типов:
• Минеральные – это обычная смазочная жидкость, которая изготавливается путем очистки сырого масла и добавления в него присадок. Недорогой вариант, но эксплуатационные характеристики такой смазки невысоки.
• Синтетические – синтезируются искусственно в лабораторных условиях. Они дороже, но и характеристики их выше. Они не теряют своих свойств при высоких температурах, дольше сохраняют вязкость.
• Полусинтетические – смесь смазки первого и второго типа в пропорции 70-80% и 20-30% соответственно.
Смазочная жидкость для двигателя машины бывает сезонная и всесезонная. Первый вид используется в регионах, где температурный режим зимой и летом существенно отличается и невозможно применять смазку, которая может эксплуатироваться в любое время года. Но чаще используется всесезонное масло. Его свойства изменены искусственно, подходит для различных температур. Его вязкость при высоких температурах выше, а при низких меньше.
Важным показателем для смазочной жидкости двигателя является вязкость. Она характеризует ее плотность и способность циркулировать при определенных показателях температур. Индекс вязкости показывает, насколько при нагреве уменьшится ее плотность. Если масло очень вязкое, его сложно прокачивать через масляные каналы. Оно может не попадать на нужные детали мотора при низких температурах. Создаваемая им пленка на высоких оборотах может порваться. Если вязкость низкая, напротив – при высоких температурах его пленка исчезает.
Проблема слишком частой смены моторного масла
Ещё одна ошибка — менять смазывающий материал как можно чаще. Замена раньше срока так же нежелательна, как и старое моторное масло. При первом запуске после замены масла можно заметить, что мотор плохо работает. В начале детали плохо смазаны, почему это и происходит. А если часто повторять преждевременную замену масла, детали двигателя подвергаются износу.
Поэтому нужно придерживаться золотой середины, не переусердствовать и не опоздать со сменой масла. Оптимальный интервал 10 000–15 000 км, но не менее 6 000 км. Допустимы небольшие отклонения от показаний производителя соответственно режиму вождения. Например, раз в 8 000 км.
Помимо состояния масла, нужно следить за загрязнённостью фильтра. Когда он засоряется, масло не фильтруется и поступает в систему с повышенным давлением. Это может стать причиной неполадок в работе мотора.
Если масло своевременно не менять: последствия
Соблюдение срока замены масла в двигателе играет разную роль. Если за ним не следить, это вызовет последствия:
• Появление отложений. При эксплуатации машины масло загрязняется продуктами сгорания, которые попадают в картер, присадки со временем разрушаются, из-за чего начинают появляться нерастворимые отложения. В результате увеличивается содержание токсичных веществ в выхлопных газах, дым становится черным, падает мощность автомобиля.
• Увеличение износа. Если масло утратило свои свойства, оно перестает защищать, смазывать движущиеся поверхности. В результате резко увеличивается интенсивность износа.
• Увеличение вязкости. Из-за нарушения полимеризации присадок, окисления вязкость смазочной жидкости увеличивается. Ее циркуляция нарушается, может возникнуть масляное голодание, резко увеличивается износ мотора.
• Проворот вкладышей. Из-за засорения масляных каналов вязкой смазкой, шатунные вкладыши смазываются недостаточно, нагрузка на них вырастает, возникает перегрев и риск проворота.
Ездить на машине с загустевшим или подгоревшим маслом нельзя, так как это приводит к интенсивному износу деталей двигателя и риску поломки.
Эти проблемы из-за несвоевременной заменой масла не единственные. Они свойственны всем автомобилям, независимо от марки, которые эксплуатируются в городских условиях. Игнорирование ТО и экономия на смазочных материалах приведет к серьезным неисправностям двигателя и дорогому ремонту.
- https://akross-oil.ru/baza-znanij/kak-chasto-menyat-motornoe-maslo/
- https://www.kolesa-darom.ru/articles/kak-chasto-menyat-motornoe-maslo/
- https://www.zr.ru/content/articles/937938-kogda-tochno-pora-menyat-maslo/
- https://maslomart.com/articles/servis/cherez-skolko-menyat-maslo-v-dvigatele/
- https://avilon.ru/articles/kak-chasto-menyat-maslo-v-dvigatele/
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-chasto-nado-menyat-maslo-v-dvigatele/
- https://quto.ru/journal/autorambler/kak-chasto-nuzhno-menyat-maslo-v-dvigatele.htm
