Расшифровка аббревиатур
Прежде чем разобраться в проблеме, стоит расшифровать используемые далее в тексте сокращения.
- МТ — Механическая коробка передач. «Механика», «ручка», «кочерга» — самый простой и надежный тип коробки передач, где выбор и переключение передач осуществляется водителем.
- АТ — Автоматическая коробка передач. «Автомат» — означает гидромеханический автомат, который автоматически переключается вверх и вниз.
- АМТ — роботизированная трансмиссия. «Робот» — коробка передач с автоматическим переключением передач, реализованная как с 1 (старые модели), так и с 2 (новые версии) сцеплением.
- Вариатор — вариатор. Коробка передач бесступенчатого типа (строго говоря, не коробка), обеспечивающая плавный ход автомобиля без рывков в момент изменения скорости.
Плюсы и минусы автоматической коробки передач
Большинство современных автомобилей с автоматической коробкой передач могут адаптироваться к стилю вождения водителя. Если он предпочитает спокойную манеру вождения, контроллер не даст двигателю развить большую мощность. Если водитель предпочитает более агрессивный стиль вождения, компьютер в автоматическом режиме подаст сигнал о необходимости двигаться быстрее.
Преимущества автоматических коробок передач:
-
- комфорт вождения;
- плавный разгон;
- отсутствие перегрева устройств при неправильном управлении;
- более равномерное распределение нагрузки на шасси и двигатель;
- длительный срок службы при соблюдении рекомендаций производителя.
Недостатком автоматической коробки передач является более высокая цена автомобиля. Еще одним недостатком являются более высокие требования к обслуживанию АКПП: необходимо следить за уровнем масла и вовремя его менять. Исключение составляет необслуживаемая АКПП, не требующая замены масла.
Некоторые автомобили с АКПП не выдерживают пробуксовки на льду, что требует особого внимания зимой.
«Роботы»
Изначально коробка передач робота представляла собой не что иное, как самую обычную «механику», дополненную электроприводами. Они избавили водителя от необходимости переключать передачи вручную, но привели к удорожанию конструкции, а заодно и к утрате практически всех замечательных свойств «механики». На сегодняшний день с этим чудом можно столкнуться на старых автомобилях.
Современный «робот» уже другой. В этой коробке передач два сцепления. В нем также есть блок управления, исполнительные механизмы и, конечно же, наборы шестерен и валов. Один из ведомых шкивов передает крутящий момент на нечетный ряд шестерен, другой — на четный. Это делает переключение передач чрезвычайно быстрым. Простая «механика» не может угнаться за заранее выбранным «роботом». Пока одна из передач включена, другая уже подготовлена к включению. Отключение одной станции и подключение другой происходит одновременно.
Речь идет о чрезвычайно сложной конструкции, позволяющей сократить время переключения передач до 100-200 миллисекунд, обеспечивая при этом плавность тяги и снижение расхода топлива (до 10%).
Вроде и плюсов в этой коробке много, но и минусов — выше крыши. Предварительно выбранный «робот» компактен, легок, но очень сложен и дорог в ремонте и обслуживании. Этот тип коробки передач требователен к стилю вождения и не выдерживает резких ускорений и светофоров. Он в принципе не способен передавать действительно большой крутящий момент (если речь идет об обычных, гражданских автомобилях). Коробка-робот также не может переключать несколько передач одновременно для сильного ускорения (в отличие от гидротрансформаторных «автоматов» и «механики»).
Автоматическая коробка переключения передач

В настоящее время существует несколько различных типов автоматических трансмиссий. Этот
- машина,
- преобразователь скорости,
- робот.
Количество передач тоже растет с годами, достигая 6-7 режимов. Кроме того, последние модели имеют улучшения в плане экономичности и плавности переключения передач при ускорении.
Достоинства автомата
В последнее время на пятки механике наступают автоматические коробки передач. Это связано с преимуществами, которые автоматическая коробка передач предоставляет автовладельцу.
- Современные автоматические коробки передач позволяют автомобилю соревноваться в скорости с конкурентами, оснащенными аналогичной механикой. Это некоторые модели вариаторов и 6-7-ступенчатых автоматов с двумя дисками сцепления.
- Классические АКПП не могут похвастаться топливной экономичностью, но новейшие 6-7-ступенчатые АКПП и вариаторы практически не хуже механики.
- Автомобили с АКПП пользуются спросом у новичков и представительниц прекрасного пола. Благодаря автомату автомобиль не останавливается при трогании с места, а передвигаться в плотном городском потоке будет намного проще и безопаснее.
- Автоматическая коробка передач увеличивает долговечность двигателя. Даже неумелые действия водителя не способны повлиять на работу силового агрегата.
- Наличие ручного режима позволяет опытным водителям пользоваться некоторыми преимуществами механики.
Автомат: комфорт и удобство

Система для автоматической коробки передач
В АКПП функция сцепления возложена на гидротрансформатор, а за переключение передач отвечает электронный блок управления и исполнительные механизмы: фрикционы, ленточный тормоз и так далее
Водитель выбирает режим работы АКПП и направление движения с помощью селектора передач, установленного в салоне. При установке машины на переднеприводные автомобили конструкция коробки передач дополняется главной передачей и дифференциалом.
Современные автоматические коробки передач являются адаптивными, то есть их электронная система оснащена «памятью» стиля вождения водителя. Менее чем за час вождения машина адаптируется к вашему стилю вождения.
Различают следующие виды автоматических коробок передач: гидромеханическая коробка передач (классический автомат), механическая коробка передач с двумя сцеплениями, коробка-робот и бесступенчатый вариатор. Но все же под АКПП всегда подразумевается классическая гидромеханическая планетарная коробка передач.
Лучшие российские и зарубежные авто на механике
Популярная механическая коробка зарубежного производства
Чтобы понять, что лучше — автомат, робот или механика, нужно обратиться к статистике. Согласно полученным данным, мировой спрос на автомобили с механической коробкой передач ежегодно снижается на 7%. При этом важно учитывать, что такие коробки усовершенствованы, они обладают высокой эффективностью и надежностью по сравнению со старыми моделями.
Производители автомобилей ориентируются в первую очередь на потребительский спрос. В них учтены интересы как тех, кто предпочитает автомат, так и пожелания любителей механики. Именно поэтому в 21 веке по-прежнему выпускаются автомобили с механической коробкой передач.
Форд Фиеста СТ. Компактная и мощная машина, на которой установлена механика. Если бы у этой машины была автоматическая коробка передач, Ford Fiesta перестала бы быть такой агрессивной. Этот автомобиль сразу разгоняется с места, при этом переключения передач короткие и быстрые. Автолюбители отмечают, что на этом автомобиле легко совершать обгонные маневры, можно участвовать в соревнованиях по дрифту, а это возможно только на механике.

VWGolf, Jetta, GTI. Эти автомобили также имеют небольшие габариты, быстро разгоняются. Хэтчбек и седан потребляют минимально возможное количество топлива.
GTI имеет повышенную производительность. Эти автомобили комплектуются 6-ступенчатой механической коробкой передач. На автомобиль также может быть установлена семиступенчатая автоматическая коробка передач с двойным сцеплением.
Тойота Королла и Такома. Эти автомобили комплектуются механической коробкой передач, когда клиент покупает автомобиль с большим двигателем. Шестиступенчатая механика. Tacoma комплектуется МКПП в следующих комплектациях: TRD Sport, Off-Road, Pro.
Другие автомобили зарубежного производства также производятся механическим способом:
- «БМВ» второй серии, а также М2-М4;
- «Киа-Форте», «Киа-Соул»;
- «Мазда 3»;
- «Хонда Цивик»;
- «Субару WRX»;
- «Порше 911»;
- Ниссан 370Z».
На сегодняшний день нет точного ответа на вопрос, что лучше — механика или автомат — и почему. Именно поэтому иностранные автопроизводители продолжают выпускать автомобили с механической коробкой передач. Однако все чаще выпускаются спортивные автомобили с такой коробкой, а также внедорожники, к которым не следует относить кроссоверы.
Машины с отечественными механическими коробками передач
Многие российские автомобилисты выбирают МКПП при покупке нового автомобиля. Примерами таких автомобилей являются УАЗ «Патриот» и «Нива».
Эти автомобили редко покупают с автоматической коробкой передач иностранного производства. Кроме того, жители нашей страны, желающие сэкономить, покупают Lada Granta на механике, Vesta и X-Ray».

Несмотря на это, в нашей стране производится не так много автоматических коробок передач. В большинстве случаев используются зарубежные КПП, которые комплектуются с учетом условий эксплуатации автомобиля в нашей стране. Всем известно, что в России суровые зимы, а качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. По этой причине многие считают, что механика лучше вариатора или автомата. Дело в том, что если на автомобиль установить иностранную коробку, то цена автомобиля увеличится.
Вариатор
Вариатор, он же бесступенчатая трансмиссия (CVT) имеет принципиальные отличия от всех перечисленных выше коробок. Это самая плавная коробка передач с компоновкой «тележка». Фиксированных передач в нем в принципе нет (но есть фиксированные положения, имитирующие шестерни). Передача крутящего момента осуществляется за счет трения в зоне контакта ременной передачи — осуществляется клиновым ремнем или цепью.
Вариатор обеспечивает относительно высокий комфорт вождения, плавный разгон без задержек и переключений, а также относительно хорошую топливную экономичность. В то же время этот тип коробки передач имеет очень ограниченный ресурс – его практически никогда не хватает на весь срок службы автомобиля. Неправильная эксплуатация убивает именно эту коробку. Вариатор, как и предустановленный «робот», не любит резких ускорений и «низких стартов». Он не предназначен для буксировки прицепа и длительного заноса по снегу или грязи. Трансмиссия требует крайне бережного обращения и очень дорога в ремонте.
Принцип работы МКПП и АКПП

Механическая коробка передач работает только с ручным управлением. Передачи переключаются с помощью специального рычага, без использования электроники. Таким образом, вождение полностью лежит на водителе. Этот тип коробки передач в основном встречается в автомобилях бюджетного класса. Механика работает следующим образом: мощность вращения от двигателя передается на один из валов, установленных в коробке передач, а другой вал соединен с карданом.
В процессе смены передач меняются шестерни — они имеют разный диаметр, поэтому передают разное усилие. Для увеличения тяги малая шестерня на ведущем валу должна быть соединена с большой шестерней на ведомом. Ситуация меняется только на пятой ступени: большая шестерня на ведущем валу включается вместе с малой шестерней на ведомом. Поэтому, несмотря на постоянную скорость двигателя, изменением положения рычага получается разная скорость. Он перемещает штоки в коробке, которые толкают муфты, блокирующие шестерни. Автомобиль начинает двигаться в момент соединения двух передач.
Если для водителя важен комфорт, а не самостоятельное управление автомобилем, лучше отдать предпочтение автомату. Чем автоматическая коробка передач отличается от механической:
- работает за счет гидротрансформатора и коробки передач;
- при увеличении оборотов двигателя происходит автоматическое переключение передачи на следующую;
- при снижении мощности двигателя включается предыдущая передача.
В АКПП переключение происходит плавно, без толчков, чего нельзя сказать о механической коробке передач. Такая мелочь условно делает автоматическую коробку передач лучше механической.
Чем хорош «автомат»?

Термин «автоматическая коробка» является собирательным образом, как правило, под ним подразумеваются устройства нескольких типов: классический автомат, вариаторы, роботизированные коробки. Их конструкция постоянно модернизируется, теперь уже нормой считаются не 4-ступенчатые АКПП, а АКПП с 6-ю или даже 8-ступенчатыми.
Самое главное это комфорт. Это основная причина, по которой предпочтение отдается автоматическим коробкам передач. Плотный городской трафик, много пробок – уже через пару часов езды в таких условиях левая нога начнет «отваливаться». С автоматической коробкой передач водитель меньше устает и может больше сосредоточиться на дороге.
Ресурс. Как ни странно, несмотря на более сложную конструкцию, моторесурс машин намного больше. При покупке автомобилей с пробегом специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическим автоматам, как более надежным устройствам.
Это можно сделать быстро и экономично. Современные коробки передач, такие как DSG, способны быстро переключать передачи, позволяя достаточно динамично разгоняться. Да и по сравнению с архаичными 4-ступенчатыми АКПП современные коробки намного экономичнее. Такой
агрегаты вполне могут конкурировать по этим критериям с механикой. Кроме того, кажется, что меньше жалоб на указанную DSG.
Плюсы автомобилей с механикой

Неопытные водители редко путаются – лучше автомат или механика, так как последних они буквально боятся. МКПП сложнее в управлении, а значит, требуется больше времени на обучение, но освоить ее может каждый. Самое главное, проявить немного настойчивости и терпения, и все будет хорошо. Тем более, что научившись водить машины с механикой, пересесть на автомат проще простого. Те, кто освоил только АКПП, не смогут управлять автомобилем с МКПП ни физически, ни по ПДД.
Часто можно услышать от опытных водителей, что механика лучше. Это утверждение имеет несколько аргументов:
- возможность экономии топлива – при движении под уклон можно включить нейтральную передачу (но стоит учесть, что правила дорожного движения это запрещают);
- расход масла в 2-3 раза меньше, чем у автомобилей с АКПП;
- относительно дешевое обслуживание – несложный ремонт возможен даже в ближайшем гараже своими силами;
- с механической коробкой передач можно разогнаться быстрее, чем с автоматической;
- зимой не нужно долго прогревать машину – малый объем масла не создает критического сопротивления;
- в отличие от автомата, механику можно запускать с пробуксовкой даже зимой, поэтому ручное управление лучше для дрифтеров во всех отношениях.
Механическая коробка передач практически не имеет недостатков. Он требует постоянного внимания – десятки и сотни переключений передач во время поездки утомляют. Этот минус особенно чувствуется в пробке, когда для преодоления 100 метров приходится по 40-50 раз повторять одни и те же движения.
Неопытным водителям знакома ситуация, когда невозможно двигаться на малых оборотах двигателя – машина останавливается. Проблема решается повышением оборотов двигателя, из-за чего может сгореть сцепление. То же самое вероятно, если вы резко бросите педаль сцепления или возьмете на буксир тяжелую технику. В этом случае ремонт автомобиля с механической коробкой передач обойдется очень дорого.
Классический «автомат»
Гидротрансформатор «автомат» — классическая коробка передач среди «автоматов». Она самая надежная, неприхотливая и живучая. В отличие от традиционной «механики» с кучей шестеренок, фрикционов и вилок, основным узлом является замкнутая тороидальная камера с насосом, турбиной и реакторным колесом внутри. Свободное пространство заполнено циркулирующей жидкостью. Работа устройства основана на передаче крутящего момента от двигателя к коробке передач за счет потока жидкости без жесткой связи. Словом, это принципиально иная конструкция, в подробности которой мы сейчас вдаваться не будем.
Какое будущее у коробок передач
Важно другое: гидротрансформатор «на автомате» позволяет избавить машину от сцепления и «лишней» педали. Такая коробка передач самостоятельно щелкает передачи, обеспечивает достойную плавность хода и легкое управление на всех режимах движения. Разве это не счастье?
Мы уже перечислили основные преимущества этой коробки передач, но есть и недостатки. Есть много. Так как гидротрансформатор «автомат» имеет низкий КПД, увеличивается расход топлива. В большинстве случаев такая коробка передач не придает автомобилю ураганной динамики. Он рассчитан на длительную, но стабильную работу без происшествий. Гидротрансформатор имеет внушительный вес и относительно высокую цену. Зимой этот бокс необходимо отапливать. Противопоказана буксировка прицепа или буксировка другого автомобиля с классическим «автоматом», равно как и буксировка кого-либо на тросе. Спортивные дисциплины не для этого бокса.
Преимущества и недостатки механической коробки передач
Для начала разберемся, чем механика лучше автомата.
- Динамика. Многие водители предпочитают автомобили с механической коробкой передач, потому что они намного быстрее автоматических. Дело в том, что на таком автомобиле водитель может раскручивать двигатель до максимально возможного предела. В случае с автоматической коробкой передач переключение передач происходит при достижении определенной частоты вращения двигателя. Это правило не распространяется на автомобили с автоматической коробкой передач с ручным режимом. Это значит, что машина на механике будет разгоняться в разы быстрее, чем на автомате.
- Магазины. Водители с большим стажем и отличными навыками вождения не только быстро переключают передачи, но и могут завести автомобиль с механической коробкой передач накатом, при этом экономя топливо. С автоматической коробкой передач этого не сделаешь. Профессионалы рекомендуют на машинах с пушкой не включать положение «N» при движении автомобиля.
- Масло. Для нормальной работы механической коробки передач требуется меньшее количество смазки. Например, в АКПП нужно заливать 6-10 литров специального масла Dextron, тогда как на механике будет достаточно всего 3 литра.
- Запуск двигателя. В холодное время года завести двигатель автомобиля с механикой будет несложно. Объясняется это тем, что количество смазки в редукторе невелико. Кроме того, можно выжать сцепление и отсоединить коробку передач от двигателя, а значит, при запуске двигателя нагрузка на него будет снижена.
- Ремонт. Восстановление механической коробки передач стоит дешево, особенно по сравнению с автоматом. Выполнить ремонтные работы также способны механики в любом автосервисе, с АКПП могут возникнуть сложности: нужно искать специализированную АЗС.
- Вождение зимой. Когда на дорогах толстый слой снега, можно заехать в машину с МКПП, не повредив коробку. Что касается АКПП, то такие эксперименты проводить не стоит, так как смазка перегреется, диски сгорят. Вы также можете легко завести машину с механической коробкой передач на буксире, с автоматом вы не сможете сделать то же самое.

Чтобы понять, что лучше выбрать — механику или автомат, рассмотрим недостатки МКПП:
- Комфорт вождения. На самом деле потребуется много времени, чтобы привыкнуть к механической коробке передач, прежде чем вы сможете нормально ездить. Поэтому при ответе на вопрос, на чем лучше учиться – на механике или автомате, ответ будет однозначным: АКПП. Для новичка довольно сложно запустить механику, кроме подъема на горку.
- Схватить. Если водитель неопытный, он может быстро спалить сцепление автомобиля, так как не имеет необходимых навыков. Чтобы отремонтировать машину, нужно потратить большую сумму. Эта проблема не возникнет, если у вас автомобиль с автоматической коробкой передач, особенно если масла в коробке достаточно.
- Моторный ресурс двигателя. Ресурс двигателя на МКПП меньше, чем на автомате. Дело в том, что вы не сможете перегрузить двигатель машины, так как коробка не даст ему раскрутиться до максимальных оборотов.
Чтобы вы могли понять, что лучше выбрать — автомат или механику, приступим к рассмотрению особенностей АКПП, а затем сравним МКПП и АКПП.
Что лучше для бездорожья: автомат или механика
В этом вопросе также нет единого мнения. Механические вентиляторы утверждают, что они имеют ряд преимуществ в грязи и снегу. Объясняют их смысл просто: с помощью педали сцепления можно контролировать нагрузку на двигатель, а с помощью раскачки можно легко выбраться из песка или грязи.
Если сравнивать автомобиль с АКПП более 20 лет назад, то правы будут сторонники МКПП. Однако современные автомобили имеют более совершенные автоматические коробки передач и поэтому могут использоваться для езды по бездорожью.
Чем отличается механика от автомата в машине
Механическая коробка передач принципиально отличается от автоматической коробки передач в автомобиле. В автоматической коробке передач переключение передач происходит при достижении определенного давления масла, которое зависит от оборотов двигателя и контролируется различными датчиками. Водителю не нужно переключать передачи, все контролируется электронным устройством. Он «командует» открытием определенного канала, по которому течет нефть. Результирующее давление сжимает нужные фрикционные диски и освобождает уже задействованные диски. В результате переключение передач происходит быстро и плавно, что позволяет автомобилю быстро и плавно разгоняться.
Ознакомьтесь с нашими рекомендациями по выбору лучшей коробки передач для автошкол.
Для преобразования крутящего момента от двигателя к автомату используется гидротрансформатор, механического сцепления нет. Водителю не нужно ею управлять, поэтому в автомобилях с автоматической коробкой передач нет педали сцепления.
Механическая коробка передач также по сути является закрытой коробкой передач. Он состоит из различных шестерен, некоторые из которых включаются в определенное время, так что между входным и выходным валами происходит изменение вращения. Нет никакой электроники для управления частотой вращения двигателя или другими параметрами. Требуемая комбинация передач активируется водителем с помощью рычага переключения передач.
Коробка передач передает большое количество крутящего момента через узлы, поэтому особую роль в ней играет сцепление — узел, распределяющий передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач в нужный момент.
Вот разница между ручным и автоматическим режимом:
-
- Когда вы едете на автомобиле с автоматической коробкой передач, вам не нужно постоянно следить за оборотами двигателя и переключать передачи;
- С автоматом езда более плавная;
- В автомобилях с автоматической коробкой передач нет необходимости использовать правую ногу для управления педалями, левая нога не используется из-за отсутствия педали сцепления.
Женщины и новички предпочитают автоматизацию из-за ее простоты использования.
Преимущества и недостатки механической коробки передач
Механические коробки передач имеют простую конструкцию, что делает автомобили дешевле и проще в обслуживании. К преимуществам механической коробки передач относятся:
-
- дешевый ремонт в случае поломки;
- высокая прочность;
- Экономия топлива (на 10-15% по сравнению с АКПП);
- высокая эффективность;
- Возможность буксировки, запуск двигателя с разгона.
Второстепенность автомобиля с механической коробкой передач высока, водитель может сам выбирать стиль вождения, выбирать нужную передачу в нужный момент.
Механическая коробка передач не лишена недостатков:
-
- усложняет вождение;
- увеличивает риск отказа сцепления при неопытности водителя;
- увеличивает нагрузку на двигатель, когда передача не включена должным образом
- Увеличивает интервал переключения (по сравнению с автоматической коробкой передач);
- Усталый водитель во время езды по городу.
В то же время механическая коробка передач является хорошим подспорьем при движении по снегу или грязи. Особенно, если вы опытный водитель и умеете вовремя переключать передачи. АКПП менее способна функционировать в таких условиях.
Неопытный водитель может в одно мгновение сломать механическую коробку передач или сцепление.
Преимущества автоматической коробки передач

От некоторых водителей можно услышать, что они изначально не хотят переходить на автомобиль с автоматической коробкой передач. Свое решение они объясняют тем, что комплектовать транспорт можно только на механике. И гонщики и дрифтеры с ними точно согласятся. Среднестатистическому автовладельцу просто нужно добраться из одного места в другое, поэтому расширенные возможности вождения необязательны.
Основные преимущества машины:
- с введением 5-, 6- и 8-ступенчатых коробок передач сравнялись разгонные характеристики автомобилей с автоматической и механической коробками передач;
- в некоторых моделях расход топлива меньше, чем на автомобилях с механической коробкой передач;
- управление автомобилем сводится к вращению руля и нажатию педалей газа и тормоза;
- исключена возможность перегазовки, поэтому ресурс двигателя значительно больше, чем на механике.
На фоне существенных преимуществ недостатки машины могут показаться не столь существенными. Требуется больше масла и больше топлива (не все модели, но большинство). В холодное время года нужно «прогонять» двигатель, чтобы разогнать загустевшее масло. Невыполнение этого требования может привести к повреждению узла поршня. И самое главное: если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, затраты возрастают.
Механика или автомат: что выбрать водителю-новичку
Нет единого мнения, когда механическая коробка передач лучше автоматической или наоборот. У каждого варианта трансмиссии есть свои поклонники, поэтому мнения будут разниться. Новичку при выборе между автоматом и автоматом следует обратить внимание на следующие моменты:
- Насколько уверенно он может переключать передачи и управлять сцеплением. Если с этим проблемы, лучше выбрать машину с автоматом.
- Где приходится ездить чаще. В городском потоке даже опытные водители предпочитают автоматическую коробку передач механической.
- Позволяет ваш доход, чтобы купить машину и поддерживать ее. Как правило, ремонт и обслуживание таких автомобилей обходится дороже, чем если бы они были оснащены автоматической коробкой передач.
Также обратите внимание, какой коробкой передач был оснащен школьный автобус при регистрации. Если это была автоматическая коробка передач, в лицензии будет стоять пометка «АТ». Это означает, что водитель может управлять автомобилями только с АКПП, выбор между АКПП и МКПП для него не актуален.
Что быстрее: механика или автомат
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно учитывать возраст автомобиля с автоматом. 20-25 лет назад машины с автоматом были медленнее, а опытные машины с механикой могут разгоняться быстрее.
Большинство современных автомобилей с АКПП переключают передачи без потери мощности, за доли секунды. Даже если машина оснащена коробкой сцепления и за рулем находится опытный водитель, разгоняться или разгоняться она будет намного дольше, чем машина с автоматом.
- https://Vector23.ru/informatsiya/poleznye-sovety/avtomat-ili-mekhanika
- https://infokia.ru/drugie-avto/chem-otlichaetsya-avtomaticheskaya-korobka-peredach-ot-mehanicheskoj-kakaya-luchshe-v-tehnicheskom-plane-i-dlya-ezdy
- https://quto.ru/journal/articles/chto-luchshe-nadyozhnee-i-udobnee-mekhanika-avtomat-cvt-ili-robot.htm
- https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/157-chto-luchshe-mehanika-ili-avtomat.html
- https://TechAutoPort.ru/transmissiya/korobka-peredach/avtomat-ili-mehanika.html
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/avtomat-ili-mehanika/
- https://www.DriveNN.ru/journal/novosti/avtomat-ili-mehanika-chto-nadezhnee-id23162
